СТРУКТУРА ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

   Комплекты тем итогового сочинения с 2022/23 учебного года формируются из закрытого банк тем итогового сочинения. Он включает более полутора тысяч тем сочинений прошлых лет.
Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения.
№ Разделы и подразделы
1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы
и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3 Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
– связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
– нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
– касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
– позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
– побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
– связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
– нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях
– обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
– касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
– позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
– побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
– связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
– нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
– касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
– позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
– побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Небольшой список литературы к разделам закрытого банка ФИПИ

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Небольшое, но универсальное:
М. Шолохов «Судьба человека» (+1 раздел) (гражданская позиция, семейные ценности)
М. Горький «Старуха Изергиль» (+1 раздел) (принятие и неприятие личности обществом)
А.П. Платонов «Юшка» (+1 раздел) (неприятие личности обществом)
Н. С. Лесков «Левша» (гражданская позиция)
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (+1 раздел) (сохранение памяти)

Большое, но универсальное:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (+1 раздел) (семейные и общественные ценности, гражданская позиция).
Н. Гоголь «Тарас Бульба» (+1 раздел) (общественные ценности, гражданская позиция).
Не совсем универсальное, но тоже полезное:
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (+1 раздел) (гражданская позиция).

Природа и культура в жизни человека

Небольшое, но универсальное:
Рэй Брэдбери «Вельд» (наука, технологии).
Рэй Брэдбери «Улыбка» (искусство, технологии).
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (искусство) (+ 1 направление).

Большое, но полезное:
В. Короленко «Слепой музыкант» (искусство).
Небольшие произведения:
Рэй Брэдбери «Зелёное утро» (природа).

Антиутопии:
О. Хаксли «О дивный новый мир» (наука, технологии).
М.А. Булгаков «Роковые яйца» (наука).
М.А. Булгаков «Собачье сердце» (наука).

Современные произведения:
С. Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» (природа, технологии). Юваль Ной Харари «21 урок для XXI века» (2018 год) (природа, технологии) (ядерная война, изменение климата и потенциально опасные технологии, опасность выделения элиты, разрыв между реальным миром и виртуальным, иллюзия знания). А. Курпатов «Четвёртая мировая война» (2018 год) (технологии) (потенциально опасные технологии + деградация человеческого мышления).


     

           

     

ФИЗИКА и не только ФИЗИКА

         Информационно-методический сайт E-mail: lslsm@yandex.ru
vv-design.ru   Сайт предназначен для всех, кто так или иначе связан с физикой в школе и не только с ней одной: учителей и учащихся, родителей, методистов, администрации школы.
                                     ©   LSm    2016 г.    http://lslsm.ru