Способы сократить платежи по квартплате

 


    Иногда после просмотра счетов за ЖКУ хочется переехать в пещеру без воды и света — платежи обходятся недешево и могут составить чуть ли не пятую часть семейного бюджета. Читайте дельные советы, чтобы сократить квартплату на 30-50%.

Электроэнергия

Чек за электроэнергию рассчитывается как произведение намотанных на счетчике кВт·ч на действующий тариф. Следовательно, чтобы сэкономить, нужно уменьшить отчетные показания.
Советовать сидеть в темноте мы не будем, а вот выключать свет, отлучаясь из комнаты, будет нелишним. Также нужно отключать из розетки приборы, не требующие постоянного питания. Например, вилку от зарядки телефона, а также электрические обогреватели, фены, стиральные машины и т.д. Дело в том, что даже в выключенном состоянии техника потребляет энергию.
Лучше отключайте ноутбук, а не оставляйте его в спящем режиме — пассивное функционирование тоже накручивает электричество.
Во все осветительные приборы вкрутите энергосберегающие лампы. Стоят они немало, но в будущем эти траты окупаются снижением расхода электроэнергии. В итоге, заменив лампочки, можно сэкономить более 40% месячной суммы за освещение.
При покупке техники обращайте внимание на маркировку энергоэффективности. Меньше всего «едят» электричество модели класса «A» («A+», «A++», «A+++»). Такая техника потребляет электричества на 45% меньше, нежели принято стандартом. Менее экономичны модели класса «B» и «C». Техника маркировки «D» и «E» совсем не сокращает потребление, а модели «F» и «G» тратят больше нормы.
Тем, кто поздно возвращается домой, имеет смысл поставить двухтарифные счетчики. Ночью (с 23.00 до 7.00) тариф будет намного ниже дневной ставки. В этом случае удается сэкономить не только на свете — для дополнительной экономии можно откладывать старт работы посудомоечной и стиральной машин на ночь.

Вода и водоотведение

Если у вас уже стоят счетчики, то сэкономить поможет только банальная экономия. Закрывайте кран, пока чистите зубы или бреетесь. А принимая душ и вычищая посуду, не включайте напор на полную катушку.
Установите на унитазе кнопочный механизм с «экономным» и полноценным сливом. Приобретите посудомойку — это намного экономней и гигиеничней, чем мыть посуду руками. Также в насадку для душа можно установить специальные аэраторы, которые при небольшом расходовании воды дают хороший напор.

Тепло

Основой для расчета отопления являются начисленные гигакалории (единица измерения тепловой энергии). Для получения итоговой суммы их умножают на тариф.
При отсутствии счетчика и в доме, и в квартире, объем насчитывают исходя из произведения квадратных метров на региональный норматив гигокалорий на метр. Если счетчик имеется только в доме, то общее количество гигокалорий «раскидывают» по квартирам пропорционально их площади.
В первом случае нормативы обычно завышены, а во втором приходится платить за чужой расход. Поэтому установка индивидуального счетчика отопления является самым действенным способом сэкономить на этой части квартплаты.
Содержание и ремонт жилых помещений
Контролировать эту статью расходов сложно, потому что она не зависит от личного потребления. Сюда входит уборка и ремонт, вывоз мусора и т.д. Чаще всего для таких услуг подрядчиков и тарифы управляющая компания (УК) выбирает самостоятельно, а самими жителями ценообразование никак не контролируется. Вследствие этого цены оказываются завышенными.
На деле же собственники вправе самостоятельно делать выбор в этих вопросах, так что снизить суммы за ремонт и содержание вполне возможно.
Один из вариантов действия — обратиться в УК и вытребовать обоснование имеющихся расходов. Дальше придется собирать собственников, писать заявления и обращаться в контролирующие инстанции (Роспотребнадзор, Государственная жилищная инспекция).
Другой способ — создать товарищество собственников жилья (ТСЖ). Для этого, опять же, нужно собирать собственников и регистрировать юридическое лицо. В итоге ТСЖ будет самостоятельно выбирать подрядчиков для ремонта и содержания дома по выгодным для собственников тарифам.

Перерасчет и субсидия

Если собственник отсутствовал, то можно сделать перерасчет за неиспользованные услуги. Для этого в срок до 30 дней после прибытия обращаются в ТСЖ или УК с заявлением и документами, подтверждающими отсутствие. Доказательством могут быть авиабилеты, загранпаспорта с отметками, командировочный лист и проч.
Согласно ст. 159 ЖК РФ, если расходы на квартплату превышают их максимально допустимую долю в общем доходе семьи, то такая семья получает право на получение субсидии для покрытия части затрат на ЖКУ.
Нормативы отличаются в зависимости от региона и отдельно взятой семьи, так что если чувствуете, что квартплата слишком болезненно отражается на бюджете, то обратитесь за консультацией в местные органы социальной защиты.

Статья 159. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Открыть текст »

Новая редакция Ст. 159 ЖК РФ

1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.2. Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1-3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Утратила силу.

11. Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с настоящим Кодексом уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

12. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.

Комментарий к Статье 159 ЖК РФ

1. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер социальной поддержки граждан Российской Федерации с низким уровнем доходов, которые в силу определенных причин не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества их жизни и здоровья. Это особенно актуально в период реформирования жилищно-коммунального комплекса и значительного повышения размеров платы за жилые помещения и коммунальные услуги.

Для жилищного законодательства нормы комментируемой статьи не являются новыми. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставлялись и прежде по правилам ст. 15.4 Основ. Согласно ст. 15.1 Основ (в редакции ФЗ от 06.05.2003) органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ были обязаны осуществлять постепенную замену финансовой помощи, передаваемой организациям жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения возмещения расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, субсидиями, предоставляемыми гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг.

Субсидия – это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам жилого помещения и коммунальных услуг из бюджетов различных уровней.

В ч. 1 ст. 159 Кодекса заложен принцип расчета субсидий, согласно которому происходит переход к расчету по одному основанию. Это позволяет обеспечить строгую зависимость размера предоставляемой субсидии от размера совокупного дохода семьи.

Определено основное условие, при наличии которого граждане вправе рассчитывать на получение субсидии. Такое право возникает, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов таких граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Установлению региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи посвящен раздел VI Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.05.2006 N 58/403 .
——————————–
Информационный бюллетень “Законодательные и нормативные документы в жилищно-коммунальном хозяйстве”. 2006. N 10; ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2006. N 10 – 12; 2007. N 1 – 2.

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется в соответствии с абзацем вторым ст. 5 и ст. ст. 6 – 12 ФЗ от 05.04.2003 N 44-ФЗ “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи” с учетом доходов и иных денежных средств граждан, указанных в п. 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 .
——————————–
СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257.

СЗ РФ. 2005. N 51. Ст. 5547; 2007. N 26. Ст. 3184; 2009. N 2. Ст. 213.

Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел эти доходы.

Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи.

Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи.

Согласно ст. 13 ФЗ от 05.04.2003 N 44-ФЗ “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи” в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы. При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются лица, перечисленные в ст. 14 данного Федерального закона.

Совокупный доход семьи, используемый при расчете размера субсидии, равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество членов семьи заявителя (получателя субсидии), имеющих право на субсидии.

Семьи, среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума, получили еще одну гарантию социальной поддержки со стороны государства. Поправочный коэффициент, предусмотренный ч. 1 ст. 159 Кодекса, позволяет снизить для таких категорий граждан величину максимально допустимой доли их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С помощью поправочного коэффициента органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают для этих категорий граждан максимально допустимую долю расходов на оплату жилья и коммунальных услуг ниже, чем для прочих категорий граждан с таким же уровнем доходов. Данная льгота является дополнительной к жилищным субсидиям, поэтому рассчитывается с учетом возможного получения жилищной субсидии.

Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети) населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах Федерации – в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации .
——————————–
См.: ФЗ от 24.10.1997 N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” // СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904; 2000. N 22. Ст. 2264; 2004. N 35. Ст. 3607; 2009. N 30. Ст. 3739.

Сведения о величине прожиточного минимума публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации .
——————————–
См., например, Постановления Правительства РФ: от 21.04.2010 N 259 “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2009 г.” // СЗ РФ. 2010. N 17. Ст. 2103; от 15.07.2010 N 529 “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2010 г.” // СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 4102.

2. В ч. 2 ст. 159 Кодекса приведен исчерпывающий перечень граждан, которые имеют право на получение субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Установленные здесь положения позволяют исключить возможность отказа в предоставлении субсидий гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, в том числе проживающим в домах частного жилищного фонда и собственникам жилых помещений.

Статья 15.4 Основ к гражданам, имеющим право на получение субсидий, относила нанимателей жилых помещений, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственников жилых помещений, граждан, проживающих в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности.

Пользователями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, которые имеют право на получение субсидий, являются, в частности:

наниматели по договорам социального найма (см. гл. 7 – 8 Кодекса);

наниматели по договорам найма специализированных жилых помещений, предусмотренным гл. 9 – 10 Кодекса, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам.

3. Часть 3 ст. 159 Кодекса определяет органы, в компетенцию которых входит предоставление субсидий гражданам, и основание для предоставления таких субсидий.

Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением.

Решения о предоставлении субсидий в отношении сотрудников, проходящих военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, сведения о которых не подлежат разглашению, а также лиц, проходящих либо проходивших военную службу по контракту за пределами Российской Федерации в территориальных органах, воинских частях, подразделениях и организациях соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимают федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

Для получения субсидий граждане, имеющие право на получение субсидий, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту жительства заявление о предоставлении субсидии. К заявлению прилагаются документы, исчерпывающий перечень которых содержат п. п. 8 – 9 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Требования о предоставлении иных документов являются неправомерными. При наличии у уполномоченного органа сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидий и расчета их размеров, граждане могут быть освобождены по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов.

Заявления с приложением документов могут направляться в уполномоченные органы по почте. В этом случае копии документов, направляемых по почте, должны быть нотариально заверены. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе. В связи с этим целесообразно отправлять соответствующие документы заказным (ценным) письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Это при необходимости позволит документально подтвердить и дату отправления, и дату вручения уполномоченному органу, и перечень направленных по почте документов.

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений, а также документов, в которых они содержатся. Наличие неполных и (или) недостоверных сведений в документах является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать достаточное финансирование административных потребностей служб жилищных субсидий с тем, чтобы реально обеспечить всем нуждающимся возможность оформления субсидии, а также контроль за предоставлением жилищных субсидий всем гражданам, имеющим на то право.

Правительством РФ рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать меры для обеспечения на базе современных информационных технологий взаимодействия субъектов, участвующих в процессе предоставления субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в целях уменьшения количества документов, представляемых гражданами, и контроля правомерности предоставления субсидий.

4. Поскольку в отличие от компенсаций субсидии представляют собой предварительное предоставление средств, предназначенных для непосредственной оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, постольку в ч. 4 ст. 159 Кодекса определен срок перечисления гражданам субсидий. Названные средства должны поступать к плательщикам до начала периода такой оплаты.

Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги может определяться в соответствии с общим правилом ч. 1 ст. 155 Кодекса: предусмотрена ежемесячная оплата до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Договором управления многоквартирным домом могут быть определены иные сроки, и тогда внесение платы осуществляется в соответствии с условиями договора. При этом в любом случае плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна быть внесена до истечения срока, установленного Кодексом или договором управления.

В Кодексе не предусмотрены способы перечисления субсидий гражданам. Механизм предоставления субсидий в настоящее время регулируется Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 45). Согласно п. 71 Правил порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Уполномоченные органы ежемесячно до установленного в соответствии с ч. 1 ст. 155 Кодекса срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.

По решению уполномоченного органа субсидии могут предоставляться путем выплаты (доставки) средств через организации связи или выплаты из кассы уполномоченного органа в случае отсутствия в населенных пунктах филиалов банков, а также в случае, если по состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия пешеходной или транспортной доступности получатели субсидий не имеют возможности открывать банковские счета или вклады до востребования и пользоваться ими.

Часть субсидии, приходящаяся на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления), может перечисляться (выплачиваться) за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.

Получатели субсидий вправе за счет субсидий производить оплату жилого помещения и любых видов предоставляемых им коммунальных услуг. При этом указанная оплата производится в полном объеме (без уменьшения на сумму субсидий).

Правительством РФ органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано организовать с целью создания условий для развития конкуренции и демонополизации управления жилищным фондом введение собственниками жилищного фонда или уполномоченными ими организациями субсчетов по каждому многоквартирному дому для перечисления на эти счета платежей граждан, субсидий, дотаций и иных средств на оплату жилых помещений и коммунальных услуг .
——————————–
См., например, п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.08.2003 N 522 “О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год” // СЗ РФ. 2003. N 35. Ст. 3439; п. 4 Постановления Правительства РФ от 26.08.2004 N 441 “О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год” // СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3669.

5. В ч. 5 ст. 159 Кодекса перечислены условия (дополнительно к установленным в ч. 1 указанной статьи), при наличии которых граждане имеют право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Эти нормы по своему содержанию являются ограничительными, так как граждане не могут претендовать на получение субсидий, если они имеют задолженность по оплате и не заключили или не выполняют соглашения по погашению такой задолженности.

Указом Президента РФ от 28.04.1997 N 425 “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации” была определена перспективная концепция построения жилищно-коммунального хозяйства и его нормативного регламентирования. В ходе реформ предполагалось установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате, при их согласии погасить эту задолженность. Эти нормы Указа на практике фактически реализованы не были (право граждан на получение субсидий по оплате жилья было регламентировано Основами, которым нормы подзаконного нормативного правового акта противоречить не могли).

Основы не устанавливали ограничения для граждан в получении субсидий в зависимости от наличия у них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Не были предусмотрены такие ограничения и в действовавшем прежде Положении о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 , определявшем принципы и порядок предоставления субсидий. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444 было установлено лишь отсылочное правило о том, что порядок и условия предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, регламентируются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
——————————–
Утратило силу.

Утратило силу.

Наиболее часто встречающаяся причина возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг – отсутствие необходимых средств в связи с невыплатой заработной платы, низким уровнем доходов граждан и (или) быстрым ростом размера платежей за жилое помещение и (или) предоставляемые коммунальные услуги. Законодатель, формулируя таким образом норму статьи, тем самым устанавливает правило, в соответствии с которым граждане, имеющие просроченную задолженность, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки, не могут быть лишены права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Это отвечает целям социальной справедливости, так как дает наименее обеспеченным категориям граждан возможность исключить просроченную задолженность путем ее погашения.

Задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (если не заключено или не выполняется соглашение по ее погашению) может явиться основанием как в отказе в предоставлении субсидии, так и в приостановлении перечисления субсидии, а впоследствии и в прекращении ее предоставления. Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий определены в разделе VIII Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. п. 56 – 64).

Решение вопроса о погашении имеющейся у граждан задолженности находится в рамках отношений, регулируемых жилищным и гражданским законодательством, и должно осуществляться организациями жилищно-коммунального комплекса предусмотренными законодательством методами и формами, не затрагивающими предоставление государственных социальных гарантий социально незащищенным малоимущим гражданам.

6. Перечисленные в ч. 6 ст. 159 Кодекса региональные стандарты являются основой для расчета расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Установлено, что данные стандарты применяются также при определении прав граждан на субсидии и при расчете размеров субсидий, а также определены правила установления размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений Кодекса, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рекомендаций и разъяснений федеральных органов исполнительной власти и иных актов.
——————————–
См., например: Приказ Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.05.2006 N 58/403; письмо Министерства регионального развития РФ от 07.12.2006 N 13241-РМ/07 “Об установлении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых при расчете субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг” // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2007. N 15.

Для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов, жилые помещения в которых относятся к различным жилищным фондам, и для жилых домов индивидуального жилищного фонда. Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцируются по муниципальным образованиям одного субъекта Российской Федерации.

Расчет размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для каждого городского округа, городского и сельского поселения в составе муниципальных районов производится с учетом:

уровня благоустройства домов, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять коммунальные услуги: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе газобаллонных установок), отопления (теплоснабжения), в том числе печного отопления ;
——————————–
См.: п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

конструктивных и технических параметров домов: степени износа, этажности, материала стен и кровли, наличия лифта и мусоропровода и т.п.

7. В настоящее время порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень представляемых с заявлением о предоставлении субсидии документов, условия приостановления и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий, установлены Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 “О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг”.

Данные отношения ранее регулировались в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444 “О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг”, которым было утверждено Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг . Некоторые положения названного Постановления вступили в противоречие с Кодексом, в связи с чем оно было признано утратившим силу.
——————————–
СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3671.

8. Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ редакция ч. 8 ст. 159 Кодекса была изменена. Определен новый источник финансирования расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – бюджет субъекта Российской Федерации. Ранее финансирование предусматривалось из местных бюджетов за счет субвенций.

Расходы, связанные с предоставлением субсидий, включают в себя расходы непосредственно на предоставление субсидий и расходы на обеспечение их предоставления.

Согласно п. 67 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг финансирование расходов на предоставление субсидий: сотрудникам, проходящим военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, сведения о которых не подлежат разглашению, а также лицам, проходящим либо проходившим военную службу по контракту за пределами Российской Федерации в территориальных органах, воинских частях, подразделениях и организациях соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Объем финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий, устанавливается законами о бюджетах соответствующего субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

9. В ч. 9 ст. 159 Кодекса сделан акцент на специальном регулировании Правительством РФ порядка финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий и на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках.

Данные отношения урегулированы в Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ 14.12.2005 N 761 (см. п. п. 65 – 67, 70 – 71, п. п. 54, 1 – 50, 56 – 64).

Гражданам, проживающим в закрытых военных городках, субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением. Порядок и условия предоставления субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, установлены в п. п. 1 – 50 и 56 – 64 названных Правил.

10. Часть 10 ст. 159 Кодекса утратила силу – см. ФЗ от 29.12.2006 N 258-ФЗ (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21).

11. Органам местного самоуправления предоставлены полномочия по установлению дополнительных условий предоставления субсидий в соответствующем муниципальном образовании путем отхода от показателей региональных стандартов. Нормы ч. 11 ст. 159 Кодекса имеют диспозитивный характер.

Органы местного самоуправления могут установить, например, стоимость жилищно-коммунальных услуг ниже регионального стандарта или установить максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ниже аналогичного показателя, предусмотренного субъектом Российской Федерации. Если реальная себестоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг при этом будет выше регионального стандарта стоимости их предоставления, то в этом случае органы местного самоуправления обязаны выделить недостающие ресурсы за счет собственных средств.

Для некоторых категорий граждан право на получение субсидий необходимо сохранять вне зависимости от уровня их доходов. На практике к числу таких граждан местные органы самоуправления относят, как правило, Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, одиноких неработающих пенсионеров, семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалидов по общим заболеваниям, многодетные семьи и др. Финансирование расходов в случаях освобождения решениями органов местного самоуправления таких категорий граждан от оплаты жилищно-коммунальных услуг в полном объеме предусматривается при уточнении местного бюджета на очередной финансовый год.

12. Положения ч. 12 ст. 159 Кодекса исходит из приоритета международных договоров по отношению к законодательству Российской Федерации (см. ФЗ от 15.07.1995 N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” ) и конкретизируют правила ст. 9 Кодекса.
——————————–
СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757; 2007. N 49. Ст. 6079.

В случае если в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранным гражданам должны предоставляться субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то общее правило, установленное в комментируемой норме, не применяется.

Другой комментарий к Ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. В соответствии со ст. 159 субсидии предоставляются гражданам, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают максимально допустимую долю таких расходов в совокупном доходе семьи. При этом расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются исходя из региональных стандартов: нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан устанавливаются субъектом РФ (ч. 1).

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается по правилам ч. 6 комментируемой статьи.

Орган местного самоуправления может рассчитывать субсидии не по региональным, а по собственным стандартам, если это улучшает положение граждан, получающих субсидии. В этом случае все дополнительные расходы финансируются за счет средств местного бюджета (ч. 11).

Семьям со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

2. Право на субсидии распространяется на все правовые формы использования жилищного фонда: социальный наем и наем жилого помещения (наниматели); членство в кооперативе (члены кооператива до выплаты пая); собственность (собственники жилых помещений и наниматели этих помещений).

Субсидии предоставляются с учетом постоянно проживающих (с имеющими право на субсидии гражданами) членов семей.

3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (или управомоченным им учреждением) по заявлению граждан и перечисляются до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

4. Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 “О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг” .
——————————–
СЗ РФ. 2005. N 51. Ст. 5547.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (ч. 5).

Иностранные граждане не пользуются правом на получение субсидий, кроме случаев, когда международным договором РФ предусмотрено иное.

5. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ (ч. 7).

Правительством РФ устанавливается также порядок финансирования расходов, обеспечивающих предоставление субсидий, а также расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках (ч. 9).

 

     

           

     

ФИЗИКА и не только ФИЗИКА

         Информационно-методический сайт E-mail: lslsm@yandex.ru
vv-design.ru   Сайт предназначен для всех, кто так или иначе связан с физикой в школе и не только с ней одной: учителей и учащихся, родителей, методистов, администрации школы.
                                     ©   LSm    2016 г.    http://lslsm.ru