Концепция воспитательной деятельности

 средней общеобразовательной школы

(ПРИМЕРНАЯ) 

Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не только тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений.

Повышение эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях во многом связано с созданием и организацией ее системы. Воспитательная система «должна отражать коллективную потребность, быть престижной, значимой в глазах учащихся, педагогов и родителей, быть естественной, органичной для данной школы, быть обеспеченной материально-технической базой, носить коллективный характер».

Любая воспитательная система проходит в своем развитии несколько этапов:

1.Взаимодействие со средой (создание зон упорядоченности, введение новаций, определение ступеней роста и др.).

2.Утверждение системообразующей деятельности (выбор основополагающих принципов, направлений, отработка содержания деятельности, структуры системы, новообразование).

3.Создание целого, единого образования (окончательное формирование системы, когда каждый компонент занимает свое место. Работа с коллективом переходит в новое качество на основе самоанализа, творчества, саморазвития.

4.Торможение (повторение опыта, возникновение стереотипов).

5.Обновление и перестройка (революционные и эволюционные пути обновления. Может приобретать характер кризиса).

Говоря о создании единой системы воспитательной деятельности, мы подразумеваем, прежде всего, организацию ее управления, постановку единых и осознанных целей и задач, общих принципов, основных доминантных направлений воспитательной работы. Все это должно быть направлено на решение актуальных педагогических задач воспитания, создание и выбор концептуальных основ их развития в школе.

Разрабатывая новую Концепцию воспитательной деятельности, самое главное – не поломать, а сохранить те положительные наработки, которые были осуществлены, разработать инновационные формы воспитательной деятельности, соответствующие требованиям современного общества. Другими словами следует ответить на три вопроса: “Что мы имели?”, “Что мы имеем?” и “Что мы будем иметь?” в связи с реализацией ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО.

Концепция рассчитана на 5 лет:

1 этап – 1 год – Проблемно-ориентированный анализ существующей воспитательной системы, исследование уровня воспитанности детей, их интересов и потребностей, исследование уровня семейного воспитания, оценка профессиональной подготовки педагогических кадров, изучение социальной среды. Разработка новой модели воспитательной системы, подготовка основных программ воспитательной деятельности, создание условий для их старта: подготовка педагогического коллектива, обсуждение с детским активом новых программ, подготовка материально-технической базы.

2 этап – 1 года – переход в режим развития, функционирование основных воспитательных программ, мониторинг результативности воспитательной системы.

3 этап – 2 года – внесение корректив в воспитательную систему, подготовка и запуск дополнительных, корректирующих программ.

4 этап – 1 год – оценка эффективности воспитательной системы на основе проблемно-ориентированного анализа и данных мониторинга воспитательного процесса.

Воспитательную концепцию школы можно представить в следующем виде.

Методологические подходы и основные идеи.

При разработке нашей модели было использовано следующее определение понятия воспитания и воспитательной системы:

воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности и целенаправленная передача социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение – вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками;

воспитательная системаэто упорядоченная целостная совокупность компонентов (обучающего и воспитывающего), взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения возможности управлять процессом развития личности школьника, формированием у школьника нравственного, общественно-ценного поведения, что выражается в отношении к миру, культуре, окружающей среде, в осознании себя в этом мире, в развитии своего “Я”, в нахождении своего места среди других людей, В школьнике необходимо культивировать желание «быть хорошим» (хорошим учеником, человеком, семьянином, работником, гражданином…).

Воспитательная система школы – это система, генерирующая целостный воспитательный процесс, путем интеграции двух основных подсистем школы – обучающей, воспитывающей. Образование и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия образования и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором – на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним. Воспитательная система объединяет все педагогические воздействия идущие на ребенка, создавая тем самым единое воспитательное пространство, в котором происходит развитие личности ребенка.

  В современных условиях школа должна не только обеспечивать развитие и самореализацию ребенка, но и готовить его к будущей жизни. Исходя из этих требований: обучающая подсистема должна дать учащимся уровень образованности, соответствующий их потенциалу и обеспечивающий дальнейшее развитие личности; воспитывающая подсистема должна создать у детей систему ценностей, которая обеспечит стремление к саморазвитию и самосовершенствованию во всех аспектах человеческой деятельности.

   Воспитательная система школы имеет определенную структуру:

  •     цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
  •     деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
  •     субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
  •    рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
  •     среда системы, освоенная субъектом и объектом;
  •    управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы. 

СКАЧАТЬ КОНЦЕПЦИЮ                                                                              Читать далее…



СКАЧАТЬ КОНЦЕПЦИЮ

 
 


Яндекс.Метрика




           

     

ФИЗИКА и не только ФИЗИКА

         Информационно-методический сайт E-mail: lslsm@yandex.ru
vv-design.ru   Сайт предназначен для всех, кто так или иначе связан с физикой в школе и не только с ней одной: учителей и учащихся, родителей, методистов, администрации школы.
                                     ©   LSm    2016 г.    http://lslsm.ru