Концепция воспит. деятельности
Концепция воспитательной деятельности
средней общеобразовательной школы
(ПРИМЕРНАЯ)
Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не только тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений.
Повышение эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях во многом связано с созданием и организацией ее системы. Воспитательная система «должна отражать коллективную потребность, быть престижной, значимой в глазах учащихся, педагогов и родителей, быть естественной, органичной для данной школы, быть обеспеченной материально-технической базой, носить коллективный характер».
Любая воспитательная система проходит в своем развитии несколько этапов:
1.Взаимодействие со средой (создание зон упорядоченности, введение новаций, определение ступеней роста и др.).
2.Утверждение системообразующей деятельности (выбор основополагающих принципов, направлений, отработка содержания деятельности, структуры системы, новообразование).
3.Создание целого, единого образования (окончательное формирование системы, когда каждый компонент занимает свое место. Работа с коллективом переходит в новое качество на основе самоанализа, творчества, саморазвития.
4.Торможение (повторение опыта, возникновение стереотипов).
5.Обновление и перестройка (революционные и эволюционные пути обновления. Может приобретать характер кризиса).
Говоря о создании единой системы воспитательной деятельности, мы подразумеваем, прежде всего, организацию ее управления, постановку единых и осознанных целей и задач, общих принципов, основных доминантных направлений воспитательной работы. Все это должно быть направлено на решение актуальных педагогических задач воспитания, создание и выбор концептуальных основ их развития в школе.
Разрабатывая новую Концепцию воспитательной деятельности, самое главное – не поломать, а сохранить те положительные наработки, которые были осуществлены, разработать инновационные формы воспитательной деятельности, соответствующие требованиям современного общества. Другими словами следует ответить на три вопроса: “Что мы имели?”, “Что мы имеем?” и “Что мы будем иметь?” в связи с реализацией ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО.
Концепция рассчитана на 5 лет:
1 этап – 1 год – Проблемно-ориентированный анализ существующей воспитательной системы, исследование уровня воспитанности детей, их интересов и потребностей, исследование уровня семейного воспитания, оценка профессиональной подготовки педагогических кадров, изучение социальной среды. Разработка новой модели воспитательной системы, подготовка основных программ воспитательной деятельности, создание условий для их старта: подготовка педагогического коллектива, обсуждение с детским активом новых программ, подготовка материально-технической базы.
2 этап – 1 года – переход в режим развития, функционирование основных воспитательных программ, мониторинг результативности воспитательной системы.
3 этап – 2 года – внесение корректив в воспитательную систему, подготовка и запуск дополнительных, корректирующих программ.
4 этап – 1 год – оценка эффективности воспитательной системы на основе проблемно-ориентированного анализа и данных мониторинга воспитательного процесса.
Воспитательную концепцию школы можно представить в следующем виде.
Методологические подходы и основные идеи.
При разработке нашей модели было использовано следующее определение понятия воспитания и воспитательной системы:
воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности и целенаправленная передача социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение – вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками;
воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов (обучающего и воспитывающего), взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения возможности управлять процессом развития личности школьника, формированием у школьника нравственного, общественно-ценного поведения, что выражается в отношении к миру, культуре, окружающей среде, в осознании себя в этом мире, в развитии своего “Я”, в нахождении своего места среди других людей, В школьнике необходимо культивировать желание «быть хорошим» (хорошим учеником, человеком, семьянином, работником, гражданином…).
Воспитательная система школы – это система, генерирующая целостный воспитательный процесс, путем интеграции двух основных подсистем школы – обучающей, воспитывающей. Образование и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия образования и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором – на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним. Воспитательная система объединяет все педагогические воздействия идущие на ребенка, создавая тем самым единое воспитательное пространство, в котором происходит развитие личности ребенка.
В современных условиях школа должна не только обеспечивать развитие и самореализацию ребенка, но и готовить его к будущей жизни. Исходя из этих требований: обучающая подсистема должна дать учащимся уровень образованности, соответствующий их потенциалу и обеспечивающий дальнейшее развитие личности; воспитывающая подсистема должна создать у детей систему ценностей, которая обеспечит стремление к саморазвитию и самосовершенствованию во всех аспектах человеческой деятельности.
Воспитательная система школы имеет определенную структуру:
- цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
- деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
- субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
- рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
- среда системы, освоенная субъектом и объектом;
- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
СКАЧАТЬ КОНЦЕПЦИЮ Читать далее…