РАБОЧАЯ ПРОГРАММА “ИСКУССТВО” (9 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 час в неделю (34 часа)

  

Программа «Искусство» разработана для 9 класса. Программа направлена на изучение синтетических видов искусства – народных праздников, театра, разнообразных народных обрядов и ритуалов, зрелищных искусств. Изобразительно-пластическая, поэтическая и музыкальная культура рассматривается как живое творческое явление, которая развивается и включается в современную жизнь. Программа «Искусство» является альтернативной программе «Музыка и ИЗО». 

Цель изучения курса:  духовное развитие личности, формирование творчески –  созидательной личности.

Задачи курса:

– формирование целостного мироощущения учащихся;

– формирование чувства национального достоинства через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства;

– формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

– формирование представлений о закономерностях синтеза искусств;

– развитие творческого воображения на основе синтеза музыки и изобразительного искусства;

– развитие воображения и зрительных представлений,фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;

– развитие чувства музыкального восприятия через художественный образ;

– приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;

– воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, явлениям культуры, народным традициям.

В основу программы положены:

– тематический принцип планирования учебного материала;

– обучение в творческой деятельности;

 – система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным творчеством и театральным искусством;

– система межпредметной связи (ИЗО и музыка);

– формирование познавательно-эстетической деятельности.

Программа «Искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие программ «Изобразительное искусство» и «Музыка». Тема «Синтез искусств» является как развитием, так и принципиальным расширением курса пространственных искусств.

Формы и методы проведения занятий.

В программе определен круг содержания и перечень художественно-творческих работ. Все разделы охватывают изобразительно-пластическое и музыкально-поэтическое творчество. Это создает условия для интеграции, прежде всего в области преподавания предметов художественно-эстетического цикла. Многообразие видов интегрирования создает предпосылки для разнообразных форм и методов проведения занятий (творческая работа, викторины, лекции, беседы, комбинированные занятия, интегрирование уроки).

Первая часть в структуре программы отведена синтезу во временных искусствах. Этот раздел строится на раскрытии народного творчества в календарно-обрядовой культуре.

Вторая часть отведена синтезу музыки и изобразительного искусства в театре. Проникновение в суть синтетических искусств требует развитого ассоциативного мышления и художественной эрудиции. Тема «Театр», знакомая учащимся по начальной школе поднята на новый качественный уровень и дополнена музыкальной образностью.

Курс «Искусство» призван способствовать духовному развитию личности. Культурно-эстетическое развитие учащихся, эмоционально-ценностное отношение их к традиционной культуре и искусству находятся в прямой зависимости от умений проявлять эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения народного и профессионального искусства. Приобщение учащихся к основам народной культуры и культуры в целом способствует духовному развитию молодежи нового тысячелетия.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА “ИСКУССТВО” (9 класс)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  


Раздел 1  Введение в курс предмета  (2 часа)

Введение. Синтез искусств. Синтез музыки и изобразительного искусства.

Раздел 2  Народные праздники (15 часов)

Народный праздник- синтез всех искусств. Праздничное в искусстве. Древние традиции в христианских праздниках. Православные праздники. Городские праздники. Современные народные праздники. Музыкальное сопровождение современных праздников. Обобщение раздела.

Практические задания:

Декоративная композиция в квадрате на тему «Времена года». Создание эскизов народных костюмов. Рисование тематических композиций: «Ярмарка», «Пасха», «Коляда», «Масленица». Зарисовки под музыку (по представлению). рисунки эскизов современных костюмов для празднования «Масленицы» или «Нового года». Подбор музыкального ряда к празднику.

Раздел 3   Зрелищные искусства – как синтез искусств (17 часов)

Театр – старейшее зрелищное искусство. Композитор, художник и режиссер. Театральный образ. Сцена. Занавес. Афиша. Обобщение за год (выставка).

Практические задания:

Зарисовка фигуры человека в движении. Эскиз костюма. Эскиз грима. Эскиз оформление сцены к спектаклю. Эскиз росписи занавеса Эскиз афиши.

Поурочно-тематическое планирование

      


Тема раздела:  Введение в курс предмета  (2часа)

Введение. Синтез искусств.

Беседа– «Сотрудничество в искусстве».

Введение в предмет. Синтез литературы и драматургии. Синтез литературы и драматургии. Синтез театра и изобразительного искусства. Синтез музыки и театрального искусства. Знаменитые музыкальные оперы и оперетты.

Зрительный ряд: эскизы декораций, иллюстрации к книгам.

Музыкальный ряд: отрывки из- «Летучей мыши», «Принцессы цирка», «Бориса Годунова», русские народные песни.

Синтез музыки и изобразительного искусства.

Интегрированный урок.

Творчество М. К. Чюрлениса. Творчество Врубеля в театре. Роль театра в современное время. Прослушивание фрагментов из опер «Ромео и Джульетта, «Снегурочка», и «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Художники русского театра и их творческие поиски.

Зрительный ряд: Врубель: «Царевна лебедь», «Демон», «Снегурочка», «Шестикрылый Серафим», Чюрленис: «Соната весны», «Фуга», «Соната моря», Бакст: «Костюм Нарцисса».

Музыкальный ряд: Римский– Корсаков «Снегурочка», Чайковский «Лебединое озеро».

Практическое задание урока.

1.Зарисовки по музыкальным произведениям.

Тема раздела: «Народные праздники». (15часов)

3 – 5.  Народный праздник- синтез всех искусств

Урок-лекция

История возникновения праздников. Происхождение идеологических праздников. Отражение в них языческих представлений и традиций. Художественно-образная символика праздников. Декоративно-прикладное искусство и его светское и культовое значение в праздниках. Музыкальное сопровождение праздников. Роль песни в праздничных застольях. Роль традиционного праздника в жизни в жизни современного человека.

Зрительный ряд: репродукции произведений искусства «Праздник Победы», «карнавал», «Крестных ход в Курской губернии».

Музыкальный ряд: русские народные песни, песни о ВОВ.

Праздничное в искусстве

Комбинированный урок

Роль цвета в выражении содержания праздника. Символика цвета. Соединение эмоций и цвета.

Практическое задание урока:

Эскиз декоративной композиции в квадрате на тему «Времена года».

Домашнее задание

Перенос эскиза на формат А4.

Древние традиции в христианских праздниках

Комбинированный урок

Взаимосвязь языческих и христианских праздников. Особенности мировоззрения, нашедшего выражение в христианских праздниках. Традиции Пасхи и Рождества. Раскрытие содержательного и духовного смысла основных праздников. Многоярусный, высокий иконостас- создание русской художественной мысли.

Зрительный ряд: фото церковных построек г.Владимира, Москвы.

 Музыкальный ряд: русские народные песни.

Практическое задание урока:

Работа над цветовым решением декоративной композиции.

Домашнее задание.  Творческое задание продолжить и закончить практическую работу урока.

6-8. Традиционные народные праздники

Уроки – творчества

Связь народных праздников с трудовыми процессами, сезоном работ. Праздники связанные с жизнью и традициями семьи.

Зрительный ряд: репродукции произведений искусства «Московский поезд», «Ярмарка».

Практическое задание:

Эскизы старинных праздничных костюмов, одежды ряженных.

9-11. Городские праздники

Комбинированный урок

Особенности городской культуры, нашедшие выражение в сезонных народных праздниках. Взаимосвязь народного искусства и искусства оформления улиц города. Обрядовые особенности городских праздников. Праздники Западной Европы: карнавалы, маскарады, балаганы, карусели. Синтез всех видов искусств на праздничной площади.

Музыкальный ряд:  Песни в исполнении хора им. Пятницкого.

Практическое задание:

1.Рисунок эскиза тематической композиция «Ярмарка», «Карнавал», «Рождество», «Пасха».

Домашнее задание: Работа над композицией.

12-15. Современные народные праздники

Интегрированный урок

Беседа о современных общенародных праздниках и их особенностях. Одежда современных людей в праздничные дни. Отличительные черты современных праздников от праздников прошлых веков. Отличие в оформлении города в праздничные дни. Взаимосвязь народного и профессионального искусства в праздничных концертах. «Новый год», «Рождество», «Масленица» в наши дни.

Музыкальный ряд: Современные песни о праздниках, не отживший народный фольклор «Ой мороз, мороз…», «Шумел камыш».

Практическое задание:

Эскиз костюма на основе современных материалов и моделей к празднованию «Рождества» или «Масленицы».

2.Тематическая композиция «Наш Новый год».

Домашнее задание.(Творческое задание):

Подбор музыкального ряда к современным праздникам.

Музыкальное сопровождение современных праздников

Прослушивание и отбор музыкальных произведений для различных праздников. (работа по бригадам).

План музыкального сопровождения.

Вступление.

Тематический подбор

Заключительное музыкальное сопровождение.

Музыкальный ряд: различные записи, посвященные или подходящие для празднования «Нового года», «8 марта», «День Победы», «Масленицы».

17. Обобщение и систематизация пройденного материала

Семинар

Вопросы по темам пройденного материала. Контроль прочности знаний в письменной и устной форме. Просмотр лучших творческих работ.

Тема раздела: Зрелищные искусства как синтез искусств».(17часов)

18-19. Театр – старейшее зрелищное искусство. Введение.

Учащиеся знакомятся с истоками театра, восходящими к народным праздникам. Типы театров – драматический, театр комедии, театр оперы и балета, камерный театр, театр юного зрителя. Роль художника в создании спектакля. Роль композитора в создании спектакля. Прослушивание музыкальных произведений и краткое знакомство с их содержанием.

Зрительный ряд: репродукции работ художников театра.

Музыкальный ряд: опера «Борис Годунов», опера «Онегин», опера «Ромео и Джульетта», опера «Кармен» опера «Снегурочка», опера «Руслан и Людмила», музыка к балету «Лебединое озеро», сюита «Кармен», «Щелкунчик».

Практическое задание урока (творческое задание)

1.Зарисовки фигуры человека в движении.

Домашнее задание: (Творческое задание):

Выбрать музыкальное произведение для творческих поисков оформления спектакля.

Композитор, художник и режиссер. Лекция

Восприятие художником драматургической основы не в полной мере определяет зрительный образ будущего спектакля. Он складывается в результате совместной работы художника, композитора и режиссера. Создание целостного образа зрелища, его пластическое и музыкальное решение.

Зрительный ряд: декорации разных художников к постановке одной пьесы. Музыкальный ряд: отрывки из опер и музыкальных произведений к балетам.

Домашнее задание (Творческое задание):

Подумать над характером выбранного музыкального произведения и его главными героями.

21-24. Создание образа в театре

Комбинированный урок.

Вечные темы музыки. Слияние искусств. Искусство танца и драмы. Искусство балета. Искусство оперы и оперетт. Музыка- как ведущее звено театра. Изобразительное искусство в помощь воображению и созданию настроения. Значение костюма и грима в образе спектакля. Отличие театрального костюма от бытового. Роль цвета в создании образа.

Музыкальный ряд: «Кармен» Бизе, «Ромео и Джульетта» Прокофьев, «Лебединое озеро» Чайковский.

Зрительный ряд: Репродукции рисунков художников театров.

Практическое задание урока

1.Творческое задание: эскиз костюма и грима героя к выбранному музыкальному произведению.

25-28.Сцена и художник

Особенности устройства сцены, ее основные элементы. Требования к решению сцены, определяемые целостным образом спектакля, а также удобством игры актеров. Условность языка сцены, роль освещения.

Зрительный ряд: Репродукции эскизов оформления сцен к спектаклям рисскими художниками.

Практическое задание:

Творческое задание: эскиз сцены к выбранному спектаклю.

29-30. Занавес -обобщающий образ к спектаклю

Значение занавеса можно сравнить с ролью увертюры в музыкальном спектакле или обложки в книге. Занавес как символ театра. Приемы оформления занавеса. Роль цвета.

Зрительный ряд: Репродукции эскизов занавесов к спектаклям рисскими художниками.

Музыкальный ряд: отрывки из опер и музыкальных произведений к балетам.

Практическое задание (творческое задание): эскиз занавеса к отдельным действиям или ко всему спектаклю.

31-33. Афиша – как лицо спектакля

Роль афиши. Основные композиции плаката. Цвет в плакате. Шрифты и их роль в передаче характера спектакля.

Зрительный ряд: Репродукции афиш к спектаклям, афиши Тулуза – Лотрека.

Практическое задание: эскиз афиши.

34.  Обобщение и систематизация пройденного материала

Викторина

Вопросы по пройденному материалу. Решение кроссвордов. Просмотр лучших творческих работ.
 
 




     

           

     

ФИЗИКА и не только ФИЗИКА

         Информационно-методический сайт E-mail: lslsm@yandex.ru
vv-design.ru   Сайт предназначен для всех, кто так или иначе связан с физикой в школе и не только с ней одной: учителей и учащихся, родителей, методистов, администрации школы.
                                     ©   LSm    2016 г.    http://lslsm.ru