Раб. программа “Эстетика” – 9 кл.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА “ИСКУССТВО” (9 класс) |
||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1 час в неделю (34 часа) |
Программа «Искусство» разработана для 9 класса. Программа направлена на изучение синтетических видов искусства – народных праздников, театра, разнообразных народных обрядов и ритуалов, зрелищных искусств. Изобразительно-пластическая, поэтическая и музыкальная культура рассматривается как живое творческое явление, которая развивается и включается в современную жизнь. Программа «Искусство» является альтернативной программе «Музыка и ИЗО».
Цель изучения курса: духовное развитие личности, формирование творчески – созидательной личности.
Задачи курса:
– формирование целостного мироощущения учащихся;
– формирование чувства национального достоинства через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства;
– формирование представлений об общечеловеческих ценностях;
– формирование представлений о закономерностях синтеза искусств;
– развитие творческого воображения на основе синтеза музыки и изобразительного искусства;
– развитие воображения и зрительных представлений,фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
– развитие чувства музыкального восприятия через художественный образ;
– приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;
– воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, явлениям культуры, народным традициям.
В основу программы положены:
– тематический принцип планирования учебного материала;
– обучение в творческой деятельности;
– система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным творчеством и театральным искусством;
– система межпредметной связи (ИЗО и музыка);
– формирование познавательно-эстетической деятельности.
Программа «Искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие программ «Изобразительное искусство» и «Музыка». Тема «Синтез искусств» является как развитием, так и принципиальным расширением курса пространственных искусств.
Формы и методы проведения занятий.
В программе определен круг содержания и перечень художественно-творческих работ. Все разделы охватывают изобразительно-пластическое и музыкально-поэтическое творчество. Это создает условия для интеграции, прежде всего в области преподавания предметов художественно-эстетического цикла. Многообразие видов интегрирования создает предпосылки для разнообразных форм и методов проведения занятий (творческая работа, викторины, лекции, беседы, комбинированные занятия, интегрирование уроки).
Первая часть в структуре программы отведена синтезу во временных искусствах. Этот раздел строится на раскрытии народного творчества в календарно-обрядовой культуре.
Вторая часть отведена синтезу музыки и изобразительного искусства в театре. Проникновение в суть синтетических искусств требует развитого ассоциативного мышления и художественной эрудиции. Тема «Театр», знакомая учащимся по начальной школе поднята на новый качественный уровень и дополнена музыкальной образностью.
Курс «Искусство» призван способствовать духовному развитию личности. Культурно-эстетическое развитие учащихся, эмоционально-ценностное отношение их к традиционной культуре и искусству находятся в прямой зависимости от умений проявлять эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения народного и профессионального искусства. Приобщение учащихся к основам народной культуры и культуры в целом способствует духовному развитию молодежи нового тысячелетия.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА “ИСКУССТВО” (9 класс) |
||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ |
Раздел 1 Введение в курс предмета (2 часа)
Введение. Синтез искусств. Синтез музыки и изобразительного искусства.
Раздел 2 Народные праздники (15 часов)
Народный праздник- синтез всех искусств. Праздничное в искусстве. Древние традиции в христианских праздниках. Православные праздники. Городские праздники. Современные народные праздники. Музыкальное сопровождение современных праздников. Обобщение раздела.
Практические задания:
Декоративная композиция в квадрате на тему «Времена года». Создание эскизов народных костюмов. Рисование тематических композиций: «Ярмарка», «Пасха», «Коляда», «Масленица». Зарисовки под музыку (по представлению). рисунки эскизов современных костюмов для празднования «Масленицы» или «Нового года». Подбор музыкального ряда к празднику.
Раздел 3 Зрелищные искусства – как синтез искусств (17 часов)
Театр – старейшее зрелищное искусство. Композитор, художник и режиссер. Театральный образ. Сцена. Занавес. Афиша. Обобщение за год (выставка).
Практические задания:
Зарисовка фигуры человека в движении. Эскиз костюма. Эскиз грима. Эскиз оформление сцены к спектаклю. Эскиз росписи занавеса Эскиз афиши.
Поурочно-тематическое планирование |
||
Тема раздела: Введение в курс предмета (2часа)
Введение. Синтез искусств.
Беседа– «Сотрудничество в искусстве».
Введение в предмет. Синтез литературы и драматургии. Синтез литературы и драматургии. Синтез театра и изобразительного искусства. Синтез музыки и театрального искусства. Знаменитые музыкальные оперы и оперетты.
Зрительный ряд: эскизы декораций, иллюстрации к книгам.
Музыкальный ряд: отрывки из- «Летучей мыши», «Принцессы цирка», «Бориса Годунова», русские народные песни.
Синтез музыки и изобразительного искусства.
Интегрированный урок.
Творчество М. К. Чюрлениса. Творчество Врубеля в театре. Роль театра в современное время. Прослушивание фрагментов из опер «Ромео и Джульетта, «Снегурочка», и «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Художники русского театра и их творческие поиски.
Зрительный ряд: Врубель: «Царевна лебедь», «Демон», «Снегурочка», «Шестикрылый Серафим», Чюрленис: «Соната весны», «Фуга», «Соната моря», Бакст: «Костюм Нарцисса».
Музыкальный ряд: Римский– Корсаков «Снегурочка», Чайковский «Лебединое озеро».
Практическое задание урока.
1.Зарисовки по музыкальным произведениям.
Тема раздела: «Народные праздники». (15часов)
3 – 5. Народный праздник- синтез всех искусств
Урок-лекция
История возникновения праздников. Происхождение идеологических праздников. Отражение в них языческих представлений и традиций. Художественно-образная символика праздников. Декоративно-прикладное искусство и его светское и культовое значение в праздниках. Музыкальное сопровождение праздников. Роль песни в праздничных застольях. Роль традиционного праздника в жизни в жизни современного человека.
Зрительный ряд: репродукции произведений искусства «Праздник Победы», «карнавал», «Крестных ход в Курской губернии».
Музыкальный ряд: русские народные песни, песни о ВОВ.
Праздничное в искусстве
Комбинированный урок
Роль цвета в выражении содержания праздника. Символика цвета. Соединение эмоций и цвета.
Практическое задание урока:
Эскиз декоративной композиции в квадрате на тему «Времена года».
Домашнее задание
Перенос эскиза на формат А4.
Древние традиции в христианских праздниках
Комбинированный урок
Взаимосвязь языческих и христианских праздников. Особенности мировоззрения, нашедшего выражение в христианских праздниках. Традиции Пасхи и Рождества. Раскрытие содержательного и духовного смысла основных праздников. Многоярусный, высокий иконостас- создание русской художественной мысли.
Зрительный ряд: фото церковных построек г.Владимира, Москвы.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Практическое задание урока:
Работа над цветовым решением декоративной композиции.
Домашнее задание. Творческое задание продолжить и закончить практическую работу урока.
6-8. Традиционные народные праздники
Уроки – творчества
Связь народных праздников с трудовыми процессами, сезоном работ. Праздники связанные с жизнью и традициями семьи.
Зрительный ряд: репродукции произведений искусства «Московский поезд», «Ярмарка».
Практическое задание:
Эскизы старинных праздничных костюмов, одежды ряженных.
9-11. Городские праздники
Комбинированный урок
Особенности городской культуры, нашедшие выражение в сезонных народных праздниках. Взаимосвязь народного искусства и искусства оформления улиц города. Обрядовые особенности городских праздников. Праздники Западной Европы: карнавалы, маскарады, балаганы, карусели. Синтез всех видов искусств на праздничной площади.
Музыкальный ряд: Песни в исполнении хора им. Пятницкого.
Практическое задание:
1.Рисунок эскиза тематической композиция «Ярмарка», «Карнавал», «Рождество», «Пасха».
Домашнее задание: Работа над композицией.
12-15. Современные народные праздники
Интегрированный урок
Беседа о современных общенародных праздниках и их особенностях. Одежда современных людей в праздничные дни. Отличительные черты современных праздников от праздников прошлых веков. Отличие в оформлении города в праздничные дни. Взаимосвязь народного и профессионального искусства в праздничных концертах. «Новый год», «Рождество», «Масленица» в наши дни.
Музыкальный ряд: Современные песни о праздниках, не отживший народный фольклор «Ой мороз, мороз…», «Шумел камыш».
Практическое задание:
Эскиз костюма на основе современных материалов и моделей к празднованию «Рождества» или «Масленицы».
2.Тематическая композиция «Наш Новый год».
Домашнее задание.(Творческое задание):
Подбор музыкального ряда к современным праздникам.
Музыкальное сопровождение современных праздников
Прослушивание и отбор музыкальных произведений для различных праздников. (работа по бригадам).
План музыкального сопровождения.
Вступление.
Тематический подбор
Заключительное музыкальное сопровождение.
Музыкальный ряд: различные записи, посвященные или подходящие для празднования «Нового года», «8 марта», «День Победы», «Масленицы».
17. Обобщение и систематизация пройденного материала
Семинар
Вопросы по темам пройденного материала. Контроль прочности знаний в письменной и устной форме. Просмотр лучших творческих работ.
Тема раздела: Зрелищные искусства как синтез искусств».(17часов)
18-19. Театр – старейшее зрелищное искусство. Введение.
Учащиеся знакомятся с истоками театра, восходящими к народным праздникам. Типы театров – драматический, театр комедии, театр оперы и балета, камерный театр, театр юного зрителя. Роль художника в создании спектакля. Роль композитора в создании спектакля. Прослушивание музыкальных произведений и краткое знакомство с их содержанием.
Зрительный ряд: репродукции работ художников театра.
Музыкальный ряд: опера «Борис Годунов», опера «Онегин», опера «Ромео и Джульетта», опера «Кармен» опера «Снегурочка», опера «Руслан и Людмила», музыка к балету «Лебединое озеро», сюита «Кармен», «Щелкунчик».
Практическое задание урока (творческое задание)
1.Зарисовки фигуры человека в движении.
Домашнее задание: (Творческое задание):
Выбрать музыкальное произведение для творческих поисков оформления спектакля.
Композитор, художник и режиссер. Лекция
Восприятие художником драматургической основы не в полной мере определяет зрительный образ будущего спектакля. Он складывается в результате совместной работы художника, композитора и режиссера. Создание целостного образа зрелища, его пластическое и музыкальное решение.
Зрительный ряд: декорации разных художников к постановке одной пьесы. Музыкальный ряд: отрывки из опер и музыкальных произведений к балетам.
Домашнее задание (Творческое задание):
Подумать над характером выбранного музыкального произведения и его главными героями.
21-24. Создание образа в театре
Комбинированный урок.
Вечные темы музыки. Слияние искусств. Искусство танца и драмы. Искусство балета. Искусство оперы и оперетт. Музыка- как ведущее звено театра. Изобразительное искусство в помощь воображению и созданию настроения. Значение костюма и грима в образе спектакля. Отличие театрального костюма от бытового. Роль цвета в создании образа.
Музыкальный ряд: «Кармен» Бизе, «Ромео и Джульетта» Прокофьев, «Лебединое озеро» Чайковский.
Зрительный ряд: Репродукции рисунков художников театров.
Практическое задание урока
1.Творческое задание: эскиз костюма и грима героя к выбранному музыкальному произведению.
25-28.Сцена и художник
Особенности устройства сцены, ее основные элементы. Требования к решению сцены, определяемые целостным образом спектакля, а также удобством игры актеров. Условность языка сцены, роль освещения.
Зрительный ряд: Репродукции эскизов оформления сцен к спектаклям рисскими художниками.
Практическое задание:
Творческое задание: эскиз сцены к выбранному спектаклю.
29-30. Занавес -обобщающий образ к спектаклю
Значение занавеса можно сравнить с ролью увертюры в музыкальном спектакле или обложки в книге. Занавес как символ театра. Приемы оформления занавеса. Роль цвета.
Зрительный ряд: Репродукции эскизов занавесов к спектаклям рисскими художниками.
Музыкальный ряд: отрывки из опер и музыкальных произведений к балетам.
Практическое задание (творческое задание): эскиз занавеса к отдельным действиям или ко всему спектаклю.
31-33. Афиша – как лицо спектакля
Роль афиши. Основные композиции плаката. Цвет в плакате. Шрифты и их роль в передаче характера спектакля.
Зрительный ряд: Репродукции афиш к спектаклям, афиши Тулуза – Лотрека.
Практическое задание: эскиз афиши.
34. Обобщение и систематизация пройденного материала
Викторина
Вопросы по пройденному материалу. Решение кроссвордов. Просмотр лучших творческих работ.