РАБОЧАЯ ПРОГРАММА “ЭСТЕТИКА МИРОВОСПРИЯТИЯ” ( 9 – 11  классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 час в неделю (34 часа)

  

Программа «Эстетика мировосприятия» разработана для 9 – 11 классов. В основу программы «Эстетика мировосприятия» положены материалы по «Культурологии» и «Эстетики». Программа направлена отражать один из основных видов деятельности людей – эстетическое осмысление действительности. Наиболее характерной и основной формой эстетической деятельности является ее художественно практическая деятельность – искусство. Именно поэтому, основу программы «Эстетика мировосприятия» составляет изучение истории изобразительного и музыкального искусств.

Цель изучения курса: формирование духовной культуры личности, знаний культурного наследия, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи курса:

– развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного и критического мышлений;

– воспитание художественно-эстетического вкуса, освоение ценностей культуры;

– освоение знаний о стилях и направлениях в мировом изобразительном и музыкальном искусствах;

– овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

– использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

В основу программы положены:

– изучение наследия мировой культуры в историческом контексте;
– обучение в сочетании теории и практики, развитие способности воспринимать и понимать произведения искусства;
– познавательно-эстетическая сущность изобразительного и музыкального искусств, что предлагается достичь путем систематизации
– изложения материала и большого зрительного ряда, отвечающих принципу доступности;
– система учебно-творческих проектов на основе искусствоведческого материала, как средство нравственно-эстетического воспитания;
– система межпредметных связей (история, изобразительное искусство, музыка, труд, краеведение), что позволяет почувствовать и понять связь уроков с жизнью;
– формирование активного эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к окружающему миру.

   Особенностью содержания курса «Эстетика мировосприятия» является представление в нем развитие изобразительного и музыкального искусств, в рамках истории существования человека. Важно отметить, что русское и отечественное искусство изучается отдельным курсом от мирового. Избранный путь изучения позволит учащимся на качественно новом уровне обобщить и систематизировать ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное – выработать устойчивые представления о изобразительных и музыкальных областях на всем протяжении их развития. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей в искусстве разных стран мира. Особое время уделено отечественной культуре как уникальному и самобытному явлению, имеющему мировое значение. Эта особенность построения курса продиктована спецификой курса «Культурологи» и «Эстетики».

Особенности распределения учебного времени на изучение курса.

Программа «Эстетика мировосприятия» составлена для предпрофильных (9 классов) и профильных (10-11 классов) социально гуманитарной направленности, с целью становления культурной личности. В 9 классе основной школы «Эстетика мировосприятия» изучается в первом или втором полугодии (0.5 часа) и дает возможность осуществить полноценное непрерывное образование в области «Искусство» и является альтернативным предметом «Музыки и ИЗО».

В 10-11 классах на изучение курса выделяется 1 час в неделю на протяжении двух лет обучения за счет школьного компонента или как альтернатива предмета МХК. Курс «Эстетики мировосприятия» в 10 классах включает изучении мировой культуры (Искусство Запада и Востока), а в 11классах  –  русскую  культуру,  начиная  с  Древней  Руси и заканчивая современностью. 
Вся  программа  построена  на  разнообразных  формах и стуктурах обучения (урок, семинар, творчески-поисковая работа, викторины, лекции, беседы, комбинированные уроки). Изучения данного предмета предполагает использование большое количество наглядного и музыкального материала.

Для текущего и итогового контроля знаний по предмету в программе предусмотрены практические задания, семинарские занятия и уроки контролирующего характера (сочинения, сочинения-рассуждения, доклады, творческие проекты и задания, викторины). Распределение материала в cоответствии с жанром работы (доклад, эссе, отзыв, сочинение) осуществляется учителем по согласованию с учащимися.

В конце каждого учебного года значительное количество уроков отведено творческим проектам. Тематику и форму определяют учащиеся с учетом выдвинутых требований учителем. Каждый творческий проект является контрольно-проверочным заданием, которое систематизирует знания учащихся.

Курс «Эстетика мировосприятия» призван способствовать становлению личности старшеклассника, формированию его мировоззрения, характера, быть может, даже внешнего облика, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания. По большому счету этот курс нацелен на то, чтобы будить и развивать человеческое в человеке.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА “ЭСТЕТИКА МИРОВОСПРИЯТИЯ” (9 – 11  классы)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

  

Открыть текст »

9 класс   Эстетика мировосприятия

Раздела 1    Законы красоты.  (4 часа)

Введение в основы эстетики. Мысли об искусстве. Виды искусства. Искусство звука и изображения. Монументальное и станковое искусство. Художественные музеи. Образный язык музыки».

Практические задания:

Составление схем создания искусств. Составление таблицы «Жанры искусств». Зарисовки под музыку (по представлению).

Раздел 2  Архитектура. Каменная летопись мира (2 часа).

Язык архитектуры и ее стили. Градостроительство. Современная архитектура.

Практические задания:

Эскиз фасад здания.

Раздел 3  Молчаливая и скрытая муза скульптура (2 часа).

Язык скульптуры и ее жанры. Обобщение и систематизация пройденного материала.

Практические задания:

Работа над докладом. Письменная работа с тестами. Решение кроссворда.

Раздел 4  Графика. Ритмы линий и пятен (2 часа).

Язык графики и ее классификация. Виды и жанры графики. Жанры графики.

Практические задания:

Зарисовки животных. Рисунок шаржа. Рисунок в технике вырезания силуэта. Эскиз пейзажа в графике. Эскиз буквицы или заставки к книге.

Раздел 5  Живопись. Мозаика цвета (2 часа).

Язык и виды живописи. Практическое задание:

Сочинение «Если бы я был живописцем».

Раздел 6  Воздействие музыки на человека. Синтез (1 час).

Музыка и синтез искусств.

Практическое задание:

Творческое задание- эскиз костюма героев к прослушанным музыкальным произведениям.

Обобщение курса.(4часа) Викторина. Практический выход.

Практические задания:

Рисунок плаката. Составление альбома по искусству. Эскиз афиши к спектаклю. Пейзаж- триптих на тему «Времена года». Сочинение о музыкальном произведении на тему «Меня поразило…». Рисунок миниатюр к литературным произведениям

10 класс  Эстетика мировосприятия

Раздел 1  Введение (2 часа).

Искусство-главная категория эстетики. Человек как творец культуры и человек как творение культуры.

Практические задания:

«Сочинение – «Искусство на улицах Воронежа». «Составление (письменно) выступления по темам: «Современное искусство и мое отношение к нему», «Я и искусство».

Раздел 2  Эстетика в культуре Древнего мира (8 часов).

Древние цивилизации. Семь чудес света. Достижения культуры Древнего Египта. Архитектура и музыка древнего Египта. Культура Древнего Востока. Особенности искусства восточного мира. Контрольная работа (обобщение по теме Древние цивилизации).

Практическое задание урока:

Составление таблицы по видам и времени произведений искусств Египта. Рисование иллюстрации к Древнеегипетскому мифу. Рисунок пейзажа по канонам японо-китайской графики.

Раздел 3   История Античной культуры (6 часов).

Мифология как почва античной культуры. От архаики к эллинизму. Символы Римского величия. Музыкальное искусство античности. Значение Византийской культуры. Обобщение по культуре Античности (семинар).

Практические задания:

Письменная рецензия по произведениям Древней Греции. Составление таблицы «Классификация искусства Др.Греции». Эскиз вазописи. Работа над творческим проектом (докладом, рецензией, сочинением, рефератом).

Раздел 4  Культура Западной Европы (4 часа).

Христианское сознание-основа средневекового искусства. Особенности культуры Средневековья. Эпоха Возрождения.

Северное Возрождение. Контрольная работа по Искусству Средневековья.

Практические задания: Рисунок композиции по Средневековью- «Жана де Арек», «Состязание Рыцарей», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Прием у короля», «На охоте»». Составление таблицы по искусству Возрождения. Письменный отзыв о искусстве Возрождения. Работа над докладом о художнике Возрождения.

Раздел 5  Эстетическое направление эпохи Просвещения (5 часов).

Стилевые и жанровые особенности искусства 17- 18 веков. Расцвет музыкальной и театральной культуры. Художественные искания 19 века. Многообразие стилей зарубежной музыки. Постимпрессионисты – как прародители нового искусства.

Практическая работа: Работа над докладом о художнике или композиторе эпохи просвещения. Рисование по мотивам музыкальных произведений эпохи Просвещения. Сочинение по картине импрессионистов.

Раздел 6  Культура 20 века и ее направления в развитии современности (4 часа).

Кризис культуры 20 века. Многообразие видов и форм художественной культуры модерна. Эстетические эксперименты 20-ого века. Создание новых форм синтетических искусств.

Практические задания: Эскиз коттеджа (фасад). Рисунок на свободную тему и технику исполнения. Составление коллажа архитектуры 20века. Сочинение «Что заменили и чего не могут заменить экранные искусства».

Обобщение курса (4 часа).

Практические задания: Создание художественной открытки на компьютере. Создание художественной фотографии. Художественный коллаж компьютерная версия. Создание немого кино, короткометражного кино, репортаж, документального фильма, интервью, рекламного ролика). Серия художественных работ в любом из стилей изобразительного искусства. Разработка серий моделей одежды. Исполнение музыкально произведение собственного сочинения или зарубежного композитора.

11 класс   Эстетика мировосприятия

Раздел 1    Введение (1 час) .

Введение.  Русская культура между Востоком и Западом. (предыстория).

Раздел 2  Искусство Древней Руси (5 часов).

Архитектура        Древней        Руси.        Новгородское,                                               Владимиро- суздальское     княжество.      Архитектура      Московского                                          княжества.

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека. Контрольная работа по культуре и искусству Древней Руси.

Практические задания:

Письменное задание на сравнение архитектуры запада и России. Эскиз проекта собора (фасад).

Раздел 3  Культура Императорской России (9 часов).

Российское Барокко. Б. К. Растрелли. Архитектура Москвы (В.И.Баженов и М.Ф.Казаков). Строгий стройный вид Петербурга. Истоки русского портрета в скульптуре и живописи. Русский реализм. Передвижники. Последователи передвижников. Мастера реалистического пейзажа. Русская музыка романтизма (Глинка, Мусорский, Чайковский). Семинарское занятие.

Практические задания: Эскиз фасада современного здания (с использованием элемента колон). Письменный отзыв о архитектурном сооружении 18 века. Творческого проект и его защита (доклад, рецензия, сочинение, реферат, отзывы).

Раздел 4  Серебряный век (6 часов).

Последователи импрессионистов. Русский символизм в изобразительном искусстве. Модерн России.

Архитектура и живопись. Абстракционизм. Супрематизм. Примитивизм. Музыка XX столетия; Контрольная работа по Искусству конца 19- начало 20 вв.

Практические задания: Творческая работа над изображением пейзаж или натюрморта. Эскиз: панно, витража, мозаики, скульптуры. Письменный отзыв о формалистическом искусстве.

Раздел 5   Советское искусство (4 часа).

Тоталитаризм в культуре 30-50-х годов. Композиторы Советской эпохи. Российский театр и кинематограф.

Практические задания: Письменный отзыв о искусстве 30-50 годов. Сочинение по теме «Что меня привлекает в кинематографе». «Что общего и различного у театра с изобразительным и музыкальным искусствами».

Раздел 6  Современное искусство (8 часов).

Современное изобразительное искусство и музыка. Современный синтез искусств. Семинар по советскому искусству. Творческий проект.

Практические задания: Создание художественной открытки на компьютере. Создание художественной фотографии. Съемка на любительской камере «Ты оператор и режиссер». Серия эскизов панно, росписи стены, витража, мозаики. Разработка серий моделей одежды для России. Создание коллажа. Составление альбома по искусству (задание на выбор учащихся).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА “ЭСТЕТИКА МИРОВОСПРИЯТИЯ” ( 9 – 11  классы)

Поурочно-тематическое планирование

1 час в неделю (34 часа)

  

 

9 класс   Эстетика мировосприятия

Открыть текст »

Введение. Законы красоты (4часа).

1.  Введение в основы эстетики. Мысли об искусстве.

Сократовская беседа «Мысли об искусстве».

Введение в предмет. Знакомство с основными понятиями: этика, искусствознание, творчество. Обсуждение главной категории эстетики-красоты и ее условия гармонии.

Домашнее задание.

Написать свое мнение об искусстве. Что есть искусство и почему оно необходимо. (объем- 1/2стр.)

2. Виды искусства. Искусство звука и изображения.

Урок – комбинированный.

Временные, пространственные и синтетические виды искусств. Понятие «художник»- как творческая личность. Жанры искусств.

Зрительный ряд: О.Роден «Граждане Кале», Шишкин «Рожь», Васильев «Мокрый луг», Исаакиевский собор, Эрмитаж и др., предметы ДПИ, Айвазовский И.К.., Суриков «Боярыня Морозова», Васнецов «Богатыри», Шарден «Предметы искусства и др.

Музыкальный ряд: Бетховен, Ж. Верди.

Практическое задание урока:

1.Эскиз «Храма искусств», схемы создания произведения искусства. 2.Составление таблицы «Жанры искусств».

3. Монументальное и станковое искусство. Художественные музеи.

Урок-лекция.

Деление изобразительного искусства по родам. Произведения станкового и монументального искусства. Зарубежные и Российские музеи искусств, их золотой фонд.

Зрительный ряд: фотографии и рисунки с изображением памятников скульптуры и архитектуры, фото музеев мира.

Творческое задание.

Найди репродукцию любимой картины, вклеить в тетрадь и написать, почему она нравиться.

4. Образный язык музыки.

Интегрированный урок. (Музыка, ИЗО).

Мелодия- основа музыкального языка, сосредоточение идеи. Музыкальный ритм- пульс музыки. Тембр- как эмоциональная окраска звука. Связь композитора, музыкального произведения, исполнителя и слушателя.

Музыкальный ряд: произведения различных жанров, отрывки классики.

Практическое задание урока:

1.Зарисовки под музыку, собственных представлений.

Домашнее задание.

Чтение записей в тетрадях.

Архитектура. Каменная летопись мира (2часа).

5. Язык архитектуры и ее стили.

Комбинированный урок.

Зодчество-область материальной и духовной деятельности. Архитектурные стили разных эпох. Памятники русского деревянного зодчества и их особенности. Кижи. Крепостные сооружения. Белокаменная архитектура Владимира и ее особенности. Этапы развития архитектуры.

Зрительный ряд: фото и рисунки разных архитектурных стилей, фото построек г.Владимира, Москвы, Санкт-Петербурга.

Практическое задание урока:

1.Придумать и нарисовать фасад здания.

Домашнее задание. (Творческое задание):

Продолжить и закончить практическую работу урока.

6. Градостроительство. Современная архитектура.

Урок – творчества.

Задачи градостроительства. Ландшафтная архитектура. Жилищная архитектура. Спор искусства и природы. Значение слов: балюстрада, партер, боскет. Современные направления архитектуры и ее главные задачи. Основные материалы современной архитектуры и их использование в декорировании зданий.

Зрительный ряд: Панорамные фото Воронежа, Санкт-Петербурга, Городов Италии.

Практическое задание урока:

Творческая работа: (Предлагается придумать и вписать архитектурное сооружение в панорамное изображение города ).

Домашнее задание.(Творческое задание):

Выполнить эскиз детской площадки или двора  формат А5.

Молчаливая и скрытая муза скульптура (1час).

7. Язык скульптуры и ее жанры.

Комбинированный урок.

Ваяние. Характерные жанры и виды скульптуры. Скульптурные памятники Отечества. Творческие Биографии Ф.И. Шубина, Э.М. Фальконе, В. Мухина.

Зрительный ряд: Произведения Шубина, Клода, Фальконе, Родена, Мухиной.

Домашнее задание:

Подготовить доклад о любом скульпторе.

8. Обобщение и систематизация знаний по теме «Виды изобразительного искусства».(1час)

Семинар.

Вопросы по темам пройденного материала. Контроль прочности знаний в письменной и устной форме. Проверка знаний произведений искусств с которыми знакомились на уроках.

Зрительный ряд :весь зрительный ряд пройденного материала.

Практическое задание урока:

1.Письменное тестирование. Решение кроссворда.

Графика. Ритмы линий и пятен (2часа).

9. Язык графики и ее классификация. Виды и жанры графики.

Комбинированный урок.

Что такое графика? Техники исполнения и целевое назначение. Выразительные средства графики. Великие графики: Тулуз-Лотрек, Крамской, Дюрер, Ватагин, Серов.

Зрительный ряд: Различные репродукции видов графики и жанров, репродукции плакатов Тулуз-Лотрека, рисунки Серова и Крамского, репродукции набросков Ватагина.

Практическое задание урока:

1.Зарисовки животных с помощью линий, пятна ,штриха.

Домашнее задание.(Творческое задание):

Творческое задание на выбор уч-ся.

Шарж. Рисунок в технике вырезания силуэта . Эскиз пейзажа в графике (материал гелиевая ручка). Эскиз буквицы или заставки к книге. Формат А4, А6

Жанры графики.

Комбинированный урок. Портрет – проще сложнее, очевиднее глубже. Анималистический жанр. Плакат – как выраженная мысль. Пейзаж в рисунке и гравюре. Книжная графика. Роль цвета в графике.

Зрительный ряд: книги, репродукции графических портретов, иллюстрации.

Практическое задание урока (творческое задание) 1.Выполнение Дружеского шаржа.

Домашнее задание:   Творческое задание

Продолжение работы над творческим заданием.  Шарж. Рисунок в технике вырезания силуэта. Эскиз пейзажа в графике (материал гелиевая ручка). Эскиз буквицы или заставки к книге. Формат А5, А6.

Живопись. Мозаика цвета (2часа).

11. Язык и виды живописи.

Лекция.

Виды техники материалы живописи. Цвет-основа языка живописи. Колорит и его, роль в картине. Монументальная и станковая живопись. Фреска, Мозаика, витраж, панно. Великие живописцы: Шишкин, Мане, Ренуар, Куинджи Леонардо да Винчи, Тициан, Серебрякова, Герасимов и др.

Зрительный ряд: репродукции картин художников представленных на уроке(«Корабельная роща», «Ночь на Днепре», «Завтрак на траве», Сикстинская Мадонна, Автопортреты , «Сирень» и др.)

Домашнее задание (Творческое задание):

Сочинение «Если бы я был живописцем» (объем одна страница).

Воздействие музыки на человека. Синтез (2 часа).

12.  Музыка и синтез искусств.

Комбинированный урок.

Вечные темы музыки. Слияние искусств. Искусство танца и драмы. Искусство балета. Искусство оперы и оперетт. Музыка- как ведущее звено театра. Изобразительное искусство в помощь воображению и созданию настроения.

Музыкальный ряд: «Кармен» Бизе, «Ромео и Джульетта» Прокофьев, «Лебединое озеро» Чайковский.

Зрительный ряд: Репродукции рисунков творчества художников театров.

Практическое задание урока

1.Творческое задание: рисунок костюма героев к прослушанным музыкальным произведениям.

Домашнее задание.(Творческое задание): На выбор учащихся: Ответить письменно «В каком спектакле я бы хотел участвовать и какую роль исполнять, и почему? Сделать рецензию на любой спектакль ранее увиденный или просмотреть по каналу «Культура».

13. Обобщение курса «Введение в культурологию».

Викторина.

Вопросы по всему курсу изученного. Викторины «Выбери правильный ответ», «Угадай автора», «Выскажи свое мнение», «Соотнеси термины и определения».

Домашнее задание

Подумать над творческим заданием.

Практический выход. (3часа)

Учащимся предлагается на выбор сделать творческий проект.

Рисунок плаката (тематика любая). Составить альбом по искусству  (вид искусства на выбор учащихся). Афиша к спектаклю. Пейзаж- триптих на тему «Времена года» – формат А5

Сочинение о музыкальном произведении на тему: «Меня поразило…» (произведение на выбор учащихся, объем 2 листа).

Миниатюры к литературным произведениям (не менее трех, материал на выбор уч-ся).

План практической работы: Эскизы и наброски творческих проектов.  Практическая работа над проектами. Просмотр работ и обсуждение их.

На лето сбор Зрительного ряда: репродукций, фото произведений искусств.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА “ЭСТЕТИКА МИРОВОСПРИЯТИЯ” ( 9 – 11  классы)

Поурочно-тематическое планирование

1 час в неделю (34 часа)

  

10 класс    Эстетика мировосприятия

Открыть текст »

Введение (2 часа).

1.Искусство-главная категория эстетики. Сократовская беседа.
Искусство как форма эстетической деятельности.

Понятие художественного образа: образ и безобразное. Набор художественных приемов в искусстве. Этапы эстетического воплощения художественного образа. Эстетическое восприятие художественного образа в формировании личности человека.

Зрительный ряд: репродукции наскальных рисунков, Фото ваз Греции, Гойя, Куинджи, Ге «Голгофа», Кандинский «Композиция», Малевич «Черный квадрат».
Музыкальный ряд: С.В. Рахманинов. С.С.Прокофьев.

Домашнее задание:
Эссе – «Искусство на улицах Воронежа». Объем 1 стр.

2.Человек как творец культуры и человек как творение культуры.

Беседа.

Человек и новая картина мира. Человек – ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила. Человек как многоплановая личность со сложным миром чувств и переживания, вовлеченная в бурный водоворот событий. Создание культуры человеком. Создание человека культурой. Отражение современности в современной культуре.

Зрительный ряд: фото панорам городов, репродукции различных видов искусства, репродукции современных произведений искусств Музыкальный ряд: современные музыкальные произведения.

Домашнее задание

Подготовить ораторское выступление на тему: «Современное искусство мое отношение к нему», «Я и искусство», «Срочно меняем направление…»

Эстетика в культуре Древнего мира (7часов).

3. Древние цивилизации. Семь чудес света.
Комбинированный -урок

Древние цивилизации. Семь чудес света как представители той культуры. Особенности и классификация первобытного искусства. Роль мифа в искусстве. Наскальные изображения. Истоки архитектуры.

Зрительный ряд: наскальные рисунки, изображение семи чудес света, изображение первых построек.

Домашнее задание:
Ответить письменно на вопросы урока.

4. Достижения культуры Древнего Египта.
Комбинированный урок.

Этапы развитие Древнего Египта. Религиозно – мифологические представления древних египтян. Канон в изобразительном искусстве

Скульптура Древнего Египта.
Зрительный ряд: Изображение скульптур др. Египта, пирамиды,

Практическое задание урока:

Составление таблицы по видам и времени исполнения известных произведений искусств Египта.

Домашнее задание:- творческое
Нарисовать иллюстрации к Древнеегипетскому мифу.

5. Архитектура и музыка древнего Египта.

Комбинированный урок.

Гробницы, пирамиды, храмы, обелиски. Гробницы фараонов и их тайны. Исследования о музыке египтян. Музыкальные инструменты. Викторина – письменная проверочная работа «знаешь ли ты искусство Древнего Египта.

Зрительный ряд: изображение пирамид.

Домашнее задание:

Дать определение терминам: Алебастр, Мумия, Золотое сечение, Загробный мир, Сфинкс.

6.Культура Древнего Востока Лекция.

Краткий обзор Культура междуречья.

Культура Месопотамии. Искусство Шумера. Искусство Аккада. Искусство Вавилона. Искусство Ассирии. Общие и различные черты Др. Египта и междуречья.

Зрительный ряд: Зиккурат в Уре, «голова быка», Висячие сады.

7. Особенности искусства восточного мира. Комбинированный урок.

Мировоззренческие основы Востока. Религия Востока в искусстве. Искусство Китая. Особенности изображения природы и техники выполнения. Музыка Востока.
Зрительный ряд: живопись Китая.

Музыкальный ряд: музыка Востока, Индийские мотивы.

Практическая работа: творческое задание- нарисовать пейзаж в Китайской манере исполнения.

Домашняя работа: завершить творческое задание. Подготовиться к контрольной работе.

8.Контрольная работа. Обобщение по теме «Древние цивилизации».

История Античной культуры (6 часов).

9.Мифология как почва античной культуры.
Лекция.

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Афины- культурный центр. Архитектура Греции и ее стили. Скульптура и ее особенности. Живопись.

Зрительный ряд: Храмы Др. Греции. Статуя Зевса, скульптура Афины, Скульптура Аполлона.

Домашнее задание: рецензия на любое произведение Древней Греции.

11.От архаики к эллинизму. Комбинированный урок.

Куросы и коры периода архаики. Однообразие и статичность архаики. Скульптурные каноны классики Греции. Стремление передачи мира чувств человека. Выдающиеся мастера поздней классики. Скульптура Эленизма. Трагическая и экспрессивная трактовка классических образов. Вазопись.

Зрительный ряд: Статуя коры, «Дорифор», «Дискобол», «Афродита», «Аполлон Бельведерский, «Ника Самофракийская», «Лаокоон с сыновьями». Фрагменты вазопись, «Килик».

Практическое задание урока: составление таблицы классификации ис-ва Др. Греции.

Домашнее задание: творческое- эскиз вазопись в чернофигурном или краснофигурном стиле (сюжет на основе современности).

12.Символы Римского величия.
Комбинированный урок.

Значение художественной древнеримской культуры, ее периодизация. Архитектура как отражение величия Древнего Рима. Пантеон. Зрелищные и общественные сооружения Древнего Рима. Римский скульптурный портрет. Искусство мозаики и фрески Рима.

Зрительный ряд: Колона Трояна, Рельефные Изображения, Пантеон, Колизей, Капитолийская волчица, Брут, Нейрон, Портреты Императоров.

12.Музыкальное искусство античности. Комбинированный урок.

Особое значение музыки в жизни общества. Музыка как важнейшее средство воспитания и воздействия на нравственный мир человека. Хоровая и сольная, гражданская и военная лирика- основа для создания музыкальных произведений. Роль музыки в античной трагедии и комедии. Популярные музыкальные инструменты (формингс, лира, кифара, флейта и авлос). Особая роль учителей музыки и танцев в римском обществе. Тесная связь музыки и поэзии.

Практические задания урока:

Выбор темы для защиты творческого проекта и составление плана работы. (доклад, рецензия, сочинение, реферат, отзывы)

Домашнее задание: работа над творческим проектом

13.Значение Византийской культуры.
Комбинированный урок.

Следование античным традициям и пролог к средневековой культуры. Византийский стиль архитектуры. Понятие о крестово-купольном типе храма. Искусство мозаики. Основные темы и сюжеты. Искусство иконописи. Фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральным образам, символика цвета. Музыка Византии.

Зрительный ряд: Храм Святой Софии в Константинополе, «Сергий и Вакх».

Практическая работа:

1.Продолжение работы над творческим проектом, подбор материала. Домашнее задание: работа над творческим проектом

14.Обобщение по теме «Культура Античности». семинар
Проведение семинарского занятия Защита творческих проектов.

Культура Западной Европы (4часа).

15. Христианское сознание-основа средневекового искусства.
Лекция.

Особое место религии в культуре и искусстве Европы в средние века. Периодизация Средневековой культуры. Феодальные замки. Связь средневекового зодчества с традициями римской и византийской архитектуры. Основные типы архитектурных построек. Базилика – господствующий тип храма. Романский стиль. Секреты готического мастерства. Скульптура романского стиля и готики.

Зрительный ряд: рисунки разных стилей замков, Натер Дам де Париж, Картины Брейгеля, Доре и неизвестных мастеров.

Домашняя работа: (творческая работа) Рисунок композиции по Средневековью: «Жана де Арек», «Состязание Рыцарей», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Прием у короля», «На охоте».

16.Особенности культуры Средневековья.
Комбинированный урок.

Связь скульптуры с архитектурой. Зарождение искусства витража. Основные темы живописи. Достижения средневековой музыкальной культуры. Разнообразие жанров песенного творчества. Главные темы песен.
Зрительный ряд: Скульптуры Реймского собора, витраж .

Практическое задание урока: работа над сюжетной композицией цветом. Домашнее задание: завершение творческого задания.

17-18. Эпоха Возрождения.

Комбинированный урок.

Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения. Особенности культуры Ренессанса. Раннее возрождение. Боттичелли. Джотто. Золотой век возрождения и его художественные принципы. Мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль- певец женской красоты. Художественный мир Тициана. Архитектура возрождения.

Зрительный ряд: Боттичелли «Поклонение волхвов», Джотто «Поцелуй Иуды», «несение креста», «Джоконда», рисунки да Винчи, «Пьета», «Давид», «Сикстинская мадонна», Брунолески, Донателло.

Практическая работа на уроке:

1. Составление таблицы по ис-ву Возрождения

2Письменный отзыв об искусстве Возрождения.

Домашнее задание:
Доклад о любом художнике Возрождения.

19.Северное Возрождение.

Лекция.

Эстетика северного возрождение. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Художественные достижения нидерландских и немецких мастеров. Братья Ван Эйки- основоположники масляной живописи. Искусство портрета и его характерные особенности. Ираним Босх, Великий Дюрер. Творческие искания Брейгеля.

Зрительный ряд: «Снятие с креста», «Блудный сын», «Несение креста», рисунки Дюрера, «Слепые», Лувр и др.
Домашнее задание: подготовка к контрольной работе.

20.Контрольная работа по теме «Искусство Средневековья».

Эстетическое направление эпохи Просвещения.(5часов) 21.Стилевые и жанровые особенности искусства 17- 18 веков.
Лекция.

Стилевое и жанровое многообразие искусства просвещения. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей. Архитектура Барокко. Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение. Классицизм в искусстве. Реалистическая живопись Голландии. Изобразительное искусство романтизма.

Зрительный ряд: Собор Святого Петра в Риме, Версаль, работы: Рубенса, Ж. Давида, Рембрандта, Гойи, Делакруа, Курбе, Домье.

Домашнее задание: доклад о любом художнике или композиторе эпохи просвещения.

22.Расцвет музыкальной и театральной культуры. Комбинированный урок.

Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора И.С. Баха. Композиторы венской классической школы: Моцарт, Ван Бетховен. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели, задачи.

Музыкальный ряд: Реквием Баха, Произведения Моцарта и Бетховена.

Практическая работа: (творческое задание) нарисовать свои переживания при прослушивании любого музыкального произведения эпохи Просвещения.

23.Художественные искания 19 века.
Комбинированный урок.

Художественные искания импрессионистов. Пейзаж впечатления Моне. Жизнь и человек в произведениях Э.Дега, Мане, О.Ренуара, Трудный путь О.Родена.

Зрительный ряд: «Балерины» Дега, «Портрет актрисы» Ренуар, «Завтрак на траве» Мане, «Утро» Моне, «Мыслитель», «Бальзак», «Врата ада» и др. Роден.
Домашнее задание: сочинение по картине импрессионистов (объем 1стр).

24.Многообразие стилей зарубежной музыки.

Беседа. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера, Ф. Шопена, Г.Берлиоза.

Беседа : Есть ли будущее у классической музыки. Чего не может заменить современная музыка.

25.Постимпрессионисты – как прародители нового искусства.

Лекция. Глубоко индивидуальный характер творчества художников. Поиски новых композиций и цветовых решений П. Сезанна. Глубокий смысл и эмоциональность произведений Ван Гога. Трагичность и наблюдательность Тулуз-Лотрека. Жизнь природы и человека у О. Гогена.

Зрительный ряд: репродукции работ художников постипрессионистов.

Культура 20 века и ее направления в развитии современности (4часа).

26.Кризис культуры 20 века. Комбинированный урок.

Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма. Идея двойственности мира -основа искусства символизма. Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. Фовизм Матисса. Кубизм Пикассо, Сюрреализм С. Дали.

27.Многообразие видов и форм художественной культуры модерна.

Лекция.

Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века. Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в произведениях зодчества.

Зрительный ряд: репродукции современных произведений искусств.

Домашнее задание: Эскиз коттеджа (эскиз).

28.Эстетические эксперименты 20-ого века.

Комбинированный урок.

Постмодернизм. Эклектика в сфере современной культуры. Архитектура ее достоинства и недостатки в современное время. Поиски художников. Философия произведений постмодернизма.

Зрительный ряд: репродукции современных произведений искусств.

Практическое задание: эскиз картины (выбор темы и техники исполнения на выбор уч-ся)

Домашнее задание: завершение практического задания урока.

29-30.Создание новых форм синтетических искусств.
Беседа.

Фото. Художественное и любительское фото. Великий Чаплин. Классики кинематографа. Роль кино в современное время. Телевидение. Компьютер и его роль в современном искусстве.

Домашнее задание:
1.Составление коллажа архитектуры 20века.
2.Сочинение «Что заменили и чего не могут заменить экранные искусства».

Практический выход 4часа (обобщение курса).
Творческое задание на выбор учащихся.

1. Создание художественной открытки на компьютере.
2. Создание художественной фотографии.
3. Художественный коллаж компьютерная версия.

4. «Ты оператор и режиссер» (создание немого кино, короткометражного кино, репортаж, документального фильма, интервью, рекламного ролика).

5. Серия художественных работ в любом из стилей изобразительного искусства.

6. Разработка серий моделей одежды.

7. Музыкальное произведение собственного сочинения или зарубежного композитора.

План выполнения практической работы:
1. Эскизы и наброски творческих проектов.
2. Практическая работа над проектами.

3. Просмотр работ и обсуждение их.

4. На лето сбор Зрительного ряда: репродукций, фото произведений искусств.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА “ЭСТЕТИКА МИРОВОСПРИЯТИЯ” ( 9 – 11  классы)

Поурочно-тематическое планирование

1 час в неделю (34 часа)

  

11 класс «Эстетика мировосприятия

Открыть текст »

Введение (1 час).

1. Введение. Русская культура между Востоком и Западом. (предыстория) .

Беседа.

Краткая характеристика русского искусства, его истоков. Языческая культура древних славян. Обожествление силы природы. Принятие христианства- переломный момент в истории русской культуры. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси. Русское православие- ориентирование человека на духовные преобразования, стимулирование к совершенству. Культура киевской Руси.

Зрительный ряд: Софийский собор в Киеве, Богоматерь Оранта, Дмитрий Солунский, Успение.

Искусство Древней Руси (5 час).

2.Архитектура Древней Руси. Новгородское, Владимиро-суздальское княжество.

Беседа.

Архитектура Великого Новгорода. Характерные особенности новгородского зодчества: суровая простота, массивность и строгость внешнего облика, асимметрия форм. Храм Софии Новгородской, сложность планировки, пятиглавие, неровные поверхности стен, прорезанные узкими щелями окна, отсутствие декоративного убранства. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Характерные особенности храмового строительства. Внешний и внутренний облик Успенского собора. Покрова не Нерли. Простота и благородство пропорций, динамичность и асимметрия внешнего облика.

Зрительный ряд: Успенский собор во Владимире, Покрова на Нерли, Золотые ворота, Церковь Спаса – Нередицы в Новгороде, Скульптурный декор Дмитриевского собора во Владимире, Дмитриевский собор.

Домашнее задание: написать в тетрадях, чем архитектурные соборы Запада отличаются от Русских.

3.Архитектура Московского княжества.

Комбинированный –урок.

Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Архитектурный комплекс Московского кремля. Успенский собор Кремля. Цельность и динамичность объемов. Геометрическая четкость членения стен.

Зрительный ряд: Успенский собор, Собор Владимира Блаженного, Церковь Троицы. Покрова в Филях.

4.Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

Комбинированный урок.

Мозаики и фрески Киевской Руси. Следование Византии и выработка собственного канона. Главные темы мозаик и фресок. Творение владимирских резчиков по камню. Языческие и христианские традиции древнерусской музыкальной культуры. Музыка как составная часть церковного богослужения. Хоровые песнопения. Знаменитый распев -основа древнерусского певческого искусства.

Зрительный ряд: Оранта, Дмитрий Солунский, и др. Музыкальный ряд: Церковное пение, колокольный звон.

Практическое задание урока:

Эскиз – Проекта собора (фасад)

Домашнее задание:- творческое

Продолжение практической работы урока.

5.Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека.

Комбинированный урок.

Феофан Грек. Отличительные черты художественного стиля: энергичная и стремительная манера письма, мастерство колорита, использование светотени, объемность изображения. Неудержимый порыв страстей. Печаль страдания, сомнения и отчаяния. Жизненные этапы и творческие вехи Андрея Рублева. «Звенигородский Спас» -одно из проникновенных произведений художника «Троица». Особенности композиции и символика цвета.

Зрительный ряд: Макарий Египетский, Троица Грека, Троица Рублева, Богоматерь, икона «Архангел Михаил».

Практическая работа на уроке:

Продолжение работы над фасадом собора, (отмывка)

Домашнее задание:

Подготовка к контрольной работе.

6.Контрольная работа по теме «Культура и искусство Древней Руси».

Культура Императорской России (9 часов).

7.Российское Барокко. Б. К. Растрелли. Комбинированный урок.

Лучшие творения архитектора: Дворец Петергофа, Дворцы Строгонова и Воронцова в Санкт-Петербурге, Собор Смольного монастыря. Сочетание национальных и западноевропейских традиций барокко. Зимний дворец-гимн и эпилог истории русского барокко.

Зрительный ряд: Екатерининский дворец, Зимний дворец, Смольный монастырь.

Домашняя работа: Эскиз фасада современного здания (с использованием элемента колон).

8.Архитектура Москвы (В.И.Баженов и М.Ф.Казаков) Лекция.

В.И. Баженов: трагедия великого зодчего. Дом Пашкова. Неосуществленный план перестройки Кремля. Ансамбль Царицына. Классический облик Москвы в творчестве М.Ф. Казакова. Здание сената в Кремле.

Зрительный ряд: Дом Пашкова, Ансамбль Царицына, Колонный вестибюль, Сенат, Петровский дворец, Колонный зал, Голицынская больница.

Практическое задание урока: продолжение чертежа фасада. Домашнее задание: «отмывка» эскиза

  1. «Строгий стройный вид Петербурга». Лекция.

Архитектурный облик Северной Пальмиры и ее блистательные зодчие: Ж.Б. Леблон, Д. Трезини, А. Ринальди, И.Е. Старов, Д. Кваренги. К.И. Росси и О. Монферан. Архитектурные пригороды Санкт-Петербург Ч. Камерона. Здание Двенадцати коллегий Доминики Трезини, единство композиции, рациональность планировки и строгость пропорций, особенности оформления фасада. Адмиралтейство А.Д.Захарова.

Зрительный ряд: Фото: Таврический дворец, Александрийский дворец, Смольный институт, Камеронов галерея, здание Сената и Синода, Арка главного штаба, Михайловский дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Петропавловский собор.

Домашнее задание: отзыв о любом архитектурном сооружении 18 века (письменно – объем 1стр).

10.Истоки русского портрета в скульптуре и живописи.

Комбинированный урок.

Выдающиеся скульпторы классицизма. Обращение к мифологической тематике. Необыкновенная поэтичность и одухотворенность образов в творчестве Ф.С. Рокотова. Создание камерного портрета, раскрывающего внутренний мир человека. Женские образы Рокотова. Портретная галерея

Д.Г.Левицкого. Богатейшая палитра чувств человека, их связь с миром окружающей природы В.Л. Боровиковского.

Зрительный ряд: Портрет Долгорукой, портрет Боровского, пор. Орловой, пор. Суровцевой, Портрет Кокоринова.

11.Русский реализм. Передвижники. Комбинированный урок.

Творчество А.Г. Венецианова. Бунт четырнадцати. Артель передвижников. Творчество Крамского, Перова, Маковского. Правда глазами художника. Огромный посыл к творчеству.

Зрительный ряд: «Последний кабак у заставы», «Чаепитие в Мытищах», Портреты Крамского, «Свидание», «Кружевница», «Гумно», «Жатва».

Практические задания урока:

Выбор темы для защиты творческого проекта и составление плана работы. (доклад, рецензия, сочинение, реферат, отзывы)

Домашнее задание: работа над творческим проектом

12.Последователи передвижников.

Комбинированный урок.

Следование традициям передвижников. Творчество И. Репина. Батальный жанр В.И. Сурикова.

Зрительный ряд: «Запорожцы», «Крестный ход в Курской губернии», «Царевна Софья», «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова».

Практическая работа:

1.Продолжение работы над творческим проектом, подбор материала. Домашнее задание: работа над творческим проектом.

13.Мастера реалистического пейзажа.

Лекция.

Скромные, неброские картины русской природы в творчестве Ф.А. Васильева. Символический смысл, особенности композиций пейзажей И.И. Шишкина. Мастер Света И. Куинджи. Реалистические пейзажи И.И. Левитана и их печальная лирика. Картины русской природы в творчестве А.К. Саврасова.

Зрительный ряд: «Грачи прилетели», «Мокрый луг», «Ночь на Днепре», «Буря», «Рожь», «Корабельная роща», «Дворик», «Березовая роща», «Золотая осень», «Пруд».

Домашняя работа: ( творческий проект).

14.Русская музыка романтизма (Глинка, Мусорский, Чайковский).

Комбинированный:

Русская музыка романтизма. Элегическая созерцательность, глубокое проникновение в сферу человеческих чувств и переживаний. М.И. Глинка-основоположник русской музыкальной классики. Романсово-песенное творчество, шедевры камерной вокальной классики. Творчество М.П. Мусорского, его достижения в области симфонической и оперной музыки.

Заслуги П.И. Чайковского в области симфонической музыки. Балетная музыка композитора.

Музыкальный ряд: отрывки из «Камаринская», «Жизнь за царя», «Борис Годунов», «Лебединое озеро», «Пятая симфония»

Домашнее задание: подготовка к семинарскому занятию.

  1. Обобщение по теме «Искусство императорской России»

Семинар.

Проведение семинарского занятия Защита творческих проектов.

Серебряный век (6 часов).

16.Последователи импрессионистов. Русский символизм в изобразительном искусстве.

Лекция.

В. Коровин, В. Серов и И. Грабарь – последователи импрессионизма в русской живописи. Первое впечатление от картин. Глубоко индивидуальный характер творчества каждого из художников. Поиски новых композиций, способов передачи цвета и света. Символизм в творчестве М.А. Врубеля. Особенности художественной манеры живописца. Мифологические и сказочные персонажи. Язык символов и метафор в картине «Демон». Мир утонченной мечты в творчестве В.Э. Борисова-Мусатова.

Зрительный ряд: «Царевна лебедь», «Демон», «Автопортрет», «Снегурочка», «У водоема», «Дама в голубом».

Домашняя работа: ( творческая работа) в технике «по сырому» изобразить пейзаж или натюрморт.

17-18. Модерн России. Архитектура и живопись.

Комбинированный урок.

Идеи рациональности и конструктивности в произведениях зодчества. Использование новых материалов и новых технологий. Модерн в архитектуре как новая качественная ступень в ее развитии. Роль декоративного оформления (витражи, панно, скульптура, кованное гнутое железо, керамическая плитка, ткани. Модерн в изобразительном искусстве. Характерные черты живописи модерна. Общность и различие эстетики символизма и модернизма. Художественное объединение «Мир искусства» (Л.С.Бакст, А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих).

Зрительный ряд: фото здания Ярославского Вокзала, Киевского вокзала, «Альпы», из серии «индия», костюмы Бакста для спектаклей, «Автопортрет Бакста», Бенуа «Прогулка короля».

Практическое задание урока: работа эскизом творческого рисунка (по вариантам)

  1. «панно в здании театра»;
  1. «витраж в здании НИИ»;
  1. «мозаика на стенах поликлиники»,
  1. «скульптура в детском парке».

Домашнее задание: продолжение и завершение творческого задания.

19. Абстракционизм. Супрематизм. Примитивизм.

Комбинированный урок.

Абстракционизм В.Кандинского (импрессии, импровизации и композиции). Синтез фантастического и реального, интуитивного и рационального. Беспредметный мир художника: отсутствие сюжета, контраст форм, экспрессия цвета, ритмов и линий. Супрематизм К. Малевича. Экспериментальные поиски художника в области абстрактных форм. Примитивизм Шагала. Откровение в скрытой форме.

Зрительный ряд: «Черный квадрат», «Композиция 6», «Косарь», «Девушки», «Портрет Невесты».

Домашнее задание:

Отзыв о формалистическом искусстве.

20. Музыка XX столетия.

Беседа.

Традиции романтизма и символизм в творчестве А.Н. Скрябина. Симфоническая поэма «Прометей». Музыкальное творчество С.В. Рахманинова – органическое соединение русских и европейских традиций. Красота мелодий, их неповторимый образный срой. Создание стиля фортепианной музыки. Многообразие творческого наследия И.Ф. Стравинского. Русская тематика в балетной музыке.

Музыкальный ряд: «Поэма огня», сонаты, прелюдии С.В. Рахманинова, «Весна священная».

Домашнее задание: подготовка к контрольной работе.

  1. Контрольная работа по теме « Искусство конца 19-начало 20 вв».

Советское искусство (4 часа).

  1. Тоталитаризм в культуре 30-50-х годов.

Беседа.

Запрет формалистических направлений искусства. Новый курс на соцреализм прославление идеологии советской жизни. Красота в ограничении. Вечные темы живописи(Материнство, пейзаж). Тема Войны в искусстве. Плакат основной вид изобразительного искусства в годы Войны. Кукрениксы. Творчество Дейнеко.

Зрительный ряд: «Мать», «Петроград», «Оборона Севастополя» «Фашист пролетел», «Новая Москва», «После дождя», «Привал после битвы», плакаты «Ты записался в добровольцы?», «Родина мать зовет».

Практическая работа: письменный отзыв о искусстве 30-50 годов. Домашнее задание: продолжение практической работы.

23. Композиторы Советской эпохи. Комбинированный урок

Дух новаторства в творческом наследии С.С. Прокофьева: смелость и неожиданность в построении мелодий, логичность форм и оригинальность ритмов.

Музыкальное творчество Д.Д. Шостаковича. Многообразие музыкальных тем, их внутренняя энергия и тонкий лиризм. Образ бесчеловечной разрушительной силы в теме нашествия. Г. Свиридов- выдающийся мастер хоровой музыки. Музыкальные интерпретации поэтического творчества С.А. Есенина.

Музыкальный ряд: «Скифская сюита», «Ромео и Джульетта», «Ленинградская», «Метель».

24-25. Российский театр и кинематограф.

Комбинированный урок.

Следование реалистическим традициям русского театра 19 в., поиски новых сценических решений. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники и реформаторы театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского» «Моя жизнь в искусстве».Новые принципы сценичности. Законы сотрудничества актера и режиссера в процессе создания спектакля. Театральный авангард В.Э. Мейерхольда. Двойственность и абсурдность происходящего на сцене, самоирония и гротеск, открытый контакт со зрителем, необычность костюмов и декораций. Первые шаги отечественного кино. Документальная хроника Картина С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»- выдающееся открытие отечественного кино. Искусство монтажа, как одно из достижений. Феномен советской музыкальной комедии-30х годов. «Свинарка и пастух», «Веселые ребята». Фильмы о Великой отечественной войне. Их роль в воспитании патриотизма.

Зрительный ряд: эскизы к декорациям спектаклей.

Домашнее задание: сочинение по теме «Что меня привлекает в кинематографе», «Что общего и различного у театра с изобразительным и музыкальным искусствами».

Современное искусство (3 часа).

26-27. Современное изобразительное искусство и музыка.

Беседа.

Рассмотрение ряда примеров современных направлений в изобразительном искусстве. Поиски художников. Новые формы выражения. Компьютерная графика и анимация в искусстве. Классическая, рок и поп музыка, общие и различные черты этих направлений. Современные представители. Фото как самостоятельный вид искусства.

Домашнее задание: Подготовить Сообщение о любом современном и популярном фильме и спектакле.

28.Современный синтез искусств.

Беседа о современном театре и кино. Выдающиеся шедевры последних лет и их авторы.

29.Семинар по теме «Советское искусство». Форма проведения (устная).

30-34. Практический выход.

Творческое задание на выбор учащихся.

  1. Создание художественной открытки на компьютере.
  1. Создание художественной фотографии.
  2. Художественный коллаж компьютерная версия.
  1. «Ты оператор и режиссер» (короткометражного кино, репортаж, документального фильма, интервью, рекламного ролика).
  1. Серия эскизов панно, росписи стены, витража, мозаики.
  2. Разработка серий моделей одежды.
  1. Создание коллажа.
  2. Альбом по искусству (тема на выбор учащихся).

План выполнения практической работы:

1.Эскизы и наброски творческих проектов.

2.Работа над проектом.

3-5.Практическая работа над проектами.

4.Просмотр работ и обсуждение их.

 

 

 Используемая литература

 

  1. «Основы теории культуры в вопросах и ответах» под редакцией Е.Н. Серебряковой, Воронеж 1996г.
  1. «История отечественной  культуры»   часть  I  Т.И.  Балакина, Москва 1994г.
  1. «Эстетика» для    студентов    вузов    Ю.А.    Овинников, В.Б.Рожковский, Ростов-на-Дону 2005г
  1. «История культуры  России»  составитель  Т.Н.  Волобцова, Воронеж 1996г.
  1. «Культурология» под редакцией А.А.Радугиной, Москва 1996г
  1. «Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура» Москва 1998г.
  1. «Уроки МХК-10  класс»  И.М.  Картавцева,  И.С.Чернышова  Воронеж 2003г.
  1. «Примерные программы  основного  общего  образования» Москва 2001г.
  1. «Мировая художественная культура 10-11 классы» Г.И. Данилова Москва 2004г.
  1. «Учебно-методическиематериалыпокультурологи.», Воронеж 1997г.
  1. «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев» (изобразительное искусство 1-11 классы) Москва 2002г.
  1. «Изобразительное искусство 5-9 классы» Москва 2001г.
  1. «Введение в мировую художественную культуру» А.М. Вачьянц, Москва 2004г.
  1. «Ренессанс» А.М. Вачьянц, Москва 2004г.
  1. «Семь чудес Древнего мира», А.М. Вачьянц, Москва 2004г.

 

 

 
 
 




     

           

     

ФИЗИКА и не только ФИЗИКА

         Информационно-методический сайт E-mail: lslsm@yandex.ru
vv-design.ru   Сайт предназначен для всех, кто так или иначе связан с физикой в школе и не только с ней одной: учителей и учащихся, родителей, методистов, администрации школы.
                                     ©   LSm    2016 г.    http://lslsm.ru