Введение тестирования в школьную практику в первую очередь связано с изменением содержания обучения, переходом старших классов на профильное обучение, а также сдачи ЕГЭ. Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, учесть индивидуальные особенности учащихся, выяснить качество усвоения не только практического, но и теоретического учебного материала; провести детальную проверку усвоения учащимися каждой темы курса; осуществить оперативную диагностику уровня усвоения учебного материала каждым учеником; быстро установить обратную связь с учащимися; сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы; разнообразить формы контроля. Тест – это система знаний специфической формы возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и измерить уровень знаний по определённым дисциплинам. 

  Существует несколько классификаций тестов в зависимости от выбранного основания. В практике при разработке тестов и организации тестового контроля по физике в 7 классе следует опираться на классификацию, которая очень похожа на задания, предлагаемые нашим учащимся при сдаче ЕГЭ. Тесты условно можно разделить на три уровня: 1 уровень (опознания, различения, соотнесения, тесты-задачи с выборочными ответами); 2 уровень (воспроизведение информации, тесты – подстановки, конструктивные, решение типовых задач); 3 уровень (количественные и графические задачи в новых условиях, в неизученной ситуации, в практической деятельности). В 7 классе на третьем уровне можно использовать и качественные задачи, требующие применения усвоенных умений и навыков, например, в неизученной ситуации. Например: Зачем на точных измерительных приборах указывается температура (обычно 200С)? А. Измерительный прибор при данной температуре показывает не точные измерения. Б. Измерительный прибор только при данной температуре показывает точные измерения. В. Измерительный прибор при данной температуре не работает. Необходимость использования тестов стала наиболее актуальной в связи с введением ЕГЭ. Эффективность работы повышается, если учитель начинает готовить учащихся к экзамену как можно раньше, чтобы навык работы с тестами был отработан до автоматизма. Основы тестирования по физике закладываются в среднем звене. Поэтому в 7 классе, кроме итоговых тестов, следует использовать промежуточные тесты на уроках. На уроках, на наш взгляд, уместнее всего использовать тесты 1 и 2-го уровня   

   Целесообразнее применение тестов на уроке на этапе проверки домашнего задания, закрепления и при выполнении заданий дома. В домашних заданиях возможны элементы дифференциации, т.е. использование тестов 3-го уровня сложности. Все три уровня теста лучше использовать на итоговых уроках (контрольные работы). Использование тестов на каждом уроке для всех учащихся может привести к их отрицательной стороне. У тестового контроля есть свои плюсы и минусы. Положительным является то, что он обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего плюсы и минусы.

 Положительным является то, что он обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их. Контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития.  Тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками. Правильно оформленный тест развивает у детей добросовестность и аккуратность. Использование тестов на уроках повышает интерес к предмету. Отрицательной стороной в применении тестов является то, что тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся. Часто выбор ответа происходит наугад, учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся. Большое значение имеет и правильное составление сетки ответов, что, к стати, уменьшает возможное количество ответов на угадывание, но в то же время является наиболее важной и трудной частью структуры тестов.

 В идеале, каждый ответ должен быть составлен с учётом характерных ошибок учащегося, что позволяет диагностировать его знания и характер личности наиболее точно. В практике принято считать оптимальное число ответов – пять. При таком количестве ответов, вероятность угадывания составляет примерно 20%. В 7 классе можно использовать, на наш взгляд, три оптимальных ответа. При составлении сетки ответов на предложенные тесты можно рекомендовать следующие принципы.

А) Помимо правильного ответа, два других ответа должны быть неправильными или два других ответа полуправильный и неправильный.

 Например: Опыт отличается от наблюдения тем, что …

А. Во время опыта можно произвести измерения, а во время наблюдения- нет.

Б. Во время наблюдения можно произвести измерения, а во время опыта – нет.

В.  Наблюдение можно заранее запланировать, а опыт происходит чаще всего неожиданно.     Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены …

А. Для измерения физических явлений.

Б. Для измерения физических величин и проведения опытов.

В.Для измерения физических величин, проведения опытов и наблюдений.

Б) В случае невозможности построения ответов по указанной в п. А схеме, недостающее число ответов необходимо дополнить ответами, которые противоречат здравому смыслу.

 Отбрасывание данных ответов учащимися может трактоваться как наличие определенных знаний, интуиции, приобретённой в результате целенаправленной работы в процессе обучения.

  Например: Что из перечисленного является веществом?

А. Литр. Б. Алюминий. В. Ведро.

В) Ответы могут быть подобраны и таким образом, что все ответы являются правильными, но – частично! И лишь один ответ является полным, а следовательно и правильным. Обычно это используется при проверке теоретической базы знаний.

Например: Физические приборы – это специальные устройства, предназначенные …

А. Для измерения физических величин. Б. Для измерения физических величин и проведения опытов. В. Для измерения физических величин, проведения опытов и наблюдений.


 Для оценивания тестирования учащихся можно использовать монограмму для случая: когда ответ может быть правильный (1 балл) или неправильный (0 баллов) или монограмму для случая: когда ответ может быть правильный (2 балла) , полуправильный (1 балл) и неправильный (0 баллов).


 

Открыть текст »


     

           

     

ФИЗИКА и не только ФИЗИКА

         Информационно-методический сайт E-mail: lslsm@yandex.ru
vv-design.ru   Сайт предназначен для всех, кто так или иначе связан с физикой в школе и не только с ней одной: учителей и учащихся, родителей, методистов, администрации школы.
                                     ©   LSm    2016 г.    http://lslsm.ru