Программа внеуроч. деятельности
Как разработать программу внеурочной деятельности?
Какими они должны быть программы внеурочной деятельности?
Как их разработать? Рассмотрим процесс написания таких программ и
предложим некоторые рекомендации по каждому их разделу.
Итак, исходя из требований Стандарта, программа внеурочной деятельности должна:
во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
во-вторых, способствовать воспитанию школьников;
в-третьих, разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, обще интеллектуальное, общекультурное;
в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики ит.п.
Структура программы внеурочной деятельности может быть следующей:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Тематическое планирование.
4. Примерное содержание занятий.
5. Предполагаемые результаты реализации программы.
Рассмотрим каждый из разделов программы.
Титульный лист. На титульном листе программы должна найти отражение следующая информация:
• название программы;
• направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа;
• вид внеурочной деятельности школьников, в рамках которого будет реализовываться программа;
• возраст школьников, на которых ориентирована программа;
• разработчик программы.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«История в датах»
Направление: духовно-нравственное.
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.
Возраст школьников: 5 класс.
Разработчик: …
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
«Секция по футболу»
Направление: спортивно-оздоровительное.
Вид деятельности: спортивное.
Возраст школьников: 1-4-е
классы.
Разработчик: …
Пояснительная записка. Смысл пояснительной записки в самом ее названии. Ваша задача – объяснить, какую программу вы предлагаете к реализации, зачем она нужна, что дает она детям, как вы планируете по ней работать и т.п. В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности важно:
• обосновать актуальность программы, то есть доказать, что она необходима современным школьникам;
• указать назначение программы, то есть в общих чертах описать ее цели;
• указать ,какое количество часов предполагает реализация данной программы;
• выделить предусмотренные программой особенности работы с детьми, если, конечно, такие особенности
существуют.
Пояснительная записка
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно
большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Например, программа «Загадки истории и современности» предоставляет возможность работающему по ней учителю планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно«переходить» от более простых результатов к более сложным.
Например, программа «Загадки истории и современности» предоставляет возможность работающему по ней учителю планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно«переходить» от более простых результатов к более сложным.
Рассмотрение загадок истории и современности – это лишь повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в «человеческом измерении».Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое
мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей. Программа рассчитана на 34 часа аудиторных и вне аудиторных занятий.
Тематическое планирование. Оформляется оно обычно в форме таблицы, где указываются:
• названия модулей, разделов и тем внеурочных занятий;
• соответствующее им общее количество часов, а также количество часов аудиторных и вне аудиторных(активных, подвижных) занятий.
Вот как может выглядеть такое тематическое планирование:
№ | Название разделов и тем | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы вне аудиторных активных занятий |
р | ||||
Всего |
Примерное содержание занятий. Этот раздел, пожалуй, самый сложный, если учесть, что из описания примерного содержания занятий должно быть видно, на достижение какого уровня воспитательных результатов они направлены.Конечно, сделать это применительно ко всем внеурочным занятиям будет просто невозможно. Но применительно к тем из них, которые действительно несут в себе большой воспитательный потенциал, следует постараться это сделать. Итак, применительно к каждой теме внеурочных занятий важно указать,что именно на них будет происходить: о чем будет вестись разговор, что будут делать педагог и дети, какие формы работы будут при этом использованы и т.п.
Предполагаемые результаты реализации программы. Результаты реализации программ внеурочной деятельности это, в первую, очередь,воспитательные результаты. А описываться они могут точно так же, как и в программе духовно-нравственного развития и воспитания (см. выше). То есть здесь тоже надо перечислить:
• те социально-значимые знания, которые планируется передать детям;
• те социально значимые отношения, которые планируется у них развивать;
• и тот опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется
организовать.
Кроме того, в этом разделе могут найти отражение и иные результаты реализации программы: обучающие, профориентационные и т.п.
Вот как, например,описаны предполагаемые результаты реализации программы внеурочной трудовой деятельности учащихся «Маленький мастер»:
Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний):приобретение школьником представлений о проектной деятельности,профориентационных знаний по ряду профессий (столяр, плотник, резчик по дереву, чертежник, дизайнер,архитектор, менеджер и др.).
Результаты второго уровня. Развитие социально значимых отношений школьников): формирование позитивного отношения к труду, базовой учебной дисциплине, родной культуре,национальным традициям, семье, повышение самооценки учащихся,формирование позитивного отношения к конкуренции.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): получение школьником опыта успешного трудового действия под руководством взрослого, опыта
самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта,выявления интересов партнеров (внутренних и внешних) и объединения усилий заинтересованных сторон, опыта формирования позитивного отношения к труду и родной культуре у младших членов проектной группы, а также опыта коммуникации в процессе представления результатов проекта на внутришкольном и внешнем уровне.
А это, например, предполагаемые результаты реализации программы «Загадки истории и современности»:
Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; о различиях в истолковании истории и причинах этих различий; о европоцентризме и фальсификациях исторических событий; о геноциде, который сопровождал географические открытия европейцев; о тирании и прецедентах противостояния гражданина и тирана; о двойственном значении государственных реформ для власти и общества, о проблематичности применения реформаторами формулы «цель оправдывает средства»; о двойственном значении революций для развития государства и общества, о политических и гуманитарных последствиях революций, об опасности инициирования революций извне; об ответственности правителя и чувстве покаяния;о решающем вкладе советского народа в победу над фашизмом, о попытках«переписывания» истории второй мировой войны и об опасностях такого«переписывания»; о фашизме, неофашизме и механизмах влияния фашистской идеологии на массовое сознание; о традиционных спорах о пути развития России и ее вкладе в мировую историю и культуру, о восточной и западной цивилизациях, о многообразии критериев оценки развития страны, культуры, цивилизации; об экологических проблемах человечества, об обществе потребления как главной опасности для природы; об ответственном отношении к судьбе своей страны и планеты.
Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников):развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре,населяющим ее народам,героическим страницам его прошлого; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; к Знаниям, науке и исследовательской деятельности; к Миру, ненасилию, сотрудничеству; к Человеку, к людям, другим и иным людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;опыт общения с представителями других социальных групп; опыт волонтерской деятельности; опыт участия в гражданских акциях; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.
Надеемся, что эта статья поможет вам в полной мере овладеть необходимыми знаниями и навыками для разработки своих собственных программ внеурочной деятельности. Удачи!
Спутник классного руководителя № 6, 2011 г