Вы стали директором школы и хотите подчеркнуть свой новый статус. С чего начать – с внешних атрибутов? Со смены галстука и костюма или все-таки есть другие, более необходимые вещи? Это подождет. 

Предлагаем список шагов первостепенной важности, которые помогут освоиться в управленческой должности.
  1. Еженедельная (или ежемесячная) планерка

Еженедельное (или ежемесячная) подведение итогов, устная благодарность лучшим «по итогам недели (или месяца)». Важно, чтобы ваши коллеги ушли домой с удовольствием от выполненной работы. Вы обязаны научиться хвалить особо отличившихся по итогам дня коллег. Постарайтесь научиться говорить так, чтобы лица у людей светились. Нельзя ругать! Пусть даже провинность была серьезная.… Есть общее правило – хвалить прилюдно и регулярно, ругать с глазу на глаз и за серьезные промахи. Добавьте позитива в жизнь сотрудников – они ответят вам взаимностью! Важно приучить коллег к данному мероприятию как к ежедневной норме.

  1. Самоорганизация

Как правило, директором школы назначают тех, у кого высокая личная самоорганизация, зачастую выше, чем у остальных. Важно начать системную работу над личной самоорганизацией. Только тот, кто смог укротить себя, сможет помочь в этом и своим коллегам. Россияне, в отличие от немцев, довольно своенравный народ, и вам, как лидеру, необходимо научиться заставлять себя достигать результата…

  1. Организация коллег

Как правило, от вас ожидают квалифицированной работы по организации коллег. Важно! Двигаться «шаг за шагом», закрепляя ваше личное видение в документах – приказах, инструкциях, методиках и так далее.

Целеполагание стоит на первом месте, и вам, как руководителю, нужно научиться испрашивать у вышестоящего руководства конкретику на календарный период для своей школы. Отлично, если ваше руководство ставит явные задачи и прорисовывает явные цели. Плохо, если такового не происходит. Но работать можно эффективно в любой ситуации. Нужно научиться строить свою работу с прямым руководителем конструктивно и документировано. Любая беседа – совещание, с записями совещания. В записях вы, как секретарь совещания, должны прописать, как вы поняли цели и задачи. Записи нужно хранить и делать пометки о выполнении или отмене задач. Подобная конструктивная работа вызовет уважение к вам как профи у вашего руководителя.

Планирование стоит на втором месте. Планы «на каждого» должны быть! И вы должны понять, готовы ваши сотрудники к самостоятельному планированию, или это вы будете делать за них сами, какое время это будет продолжаться.

Принятие решений – на третьем месте. Многие не умеют говорить «нет». Надо научиться это делать. Руководитель обязан быть устойчивым к психологическому давлению коллег и уметь говорить «нет» чаще, чем «да». Говоря «да», вы должны исходить из своего взгляда на проблему, а не из того, как это видится коллеге. Если у вас ясные цели, то никакого труда сказать «нет» или «да» для вас не составит. Если у вас мутные цели, то возникает «я подумаю» или «мне надо посоветоваться». Это плохой звонок для вас как руководителя.

  1. Регулирование трудовой активности

После того, как вы составили портрет своей трудовой активности (утро-день-вечер, начало недели – середина недели – конец недели), вы обязаны помочь коллегам распределить задачи, исходя из их трудовой активности.

  1. Контроль

После того, как вы разобрались с самоконтролем, важно ввести эту функцию и в школу. Отчет по невыполненному плану – это фото сгоревшего дома. Вы, как руководитель, обязаны увидеть возгорание в доме и ликвидировать его своими силами. Для этого вы должны вести ежедневную статистику, понимая, каков процент выполнения каждый рабочий день.

  1. Работа с информацией

После того, как вы улучшили для себя этот параметр, вы просто обязаны помочь в этом коллегам в школе, введя перечень источников информации:

  • обязательных к запоминанию;
  • обязательных к ежедневному просмотру;
  • обязательных к еженедельному просмотру;
  • запрещенных к просмотру в рабочее время.
  1. Имидж руководителя, профессионала с большой буквы

Вот теперь можно заняться и имиджем! Новый костюм, деловой стиль в переписке, аксессуары – ведь вы решили основные проблемы в организации школы и с личной самоорганизацией. Добейтесь того, чтобы вас, как руководителя, было сразу видно по внешнему виду.

 

Право быть первым. Несколько советов начинающим школьным директорам.

По своему положению директор школы – лицо особое. Многое из того, что могут позволить себе руководители других учреждений или предприятий, ему категорически противопоказано. По роду своей работы он входит во множество отношений и взаимоотношений. Из них бы я особенно выделил следующие: директор и учителя; директор и техперсонал; директор и учащиеся; директор и родители.

Сколько людей, столько характеров.

Самое трудное – это установление хороших, дружеских, деловых отношений с учителями. Как правило, еще вчера ты сам был рядовым учителем и тебе далеко небезразлично было отношение руководителя. Не забывай об этом.

Конечно, добиться одинакового отношения ко всем невозможно, тем более зная, что есть несколько групп учителей: добросовестные и не очень. Инициативные и те, кто только и ждет указаний, желающие прийти к тебе на помощь в любую минуту и наблюдающие со стороны с ухмылкой. А есть просто “плохие”, от которых надо бы избавиться, да это не очень легко.

Короче, сколько людей, столько характеров и отношений. А ты один, и ты должен уметь находить общий язык со всеми. Каким бы ни был учитель, ты не имеешь права забывать, что должен относиться к нему как к человеку. Такое, разумеется, непросто, но если не получится, значит, надо задуматься: а способен ли ты быть руководителем?

Конечно, ошибок, особенно на первых порах, не избежать. Выход только один: научиться признавать их. Уверяю : если ты в состоянии извиниться перед учителем за свои оплошности, это только поднимет твой авторитет в глазах подчиненных. И еще: даже в небольшом коллективе наверняка найдется хотя бы один педагог, который начитаннее, умнее, мудрее тебя. Мой совет не – пренебрегать возможностями этого человека, постараться сделать его своей опорой, союзником. А если их несколько, они смогут составить костяк коллектива, и ты должен постараться объединить их вокруг себя, сплотив коллектив единомышленников, и через них работать с остальными. Но при этом по всем проблемам надо иметь и твердо отстаивать свое мнение, иначе этот мини-коллектив будет управлять тобой до поры до времени и потом откажется, когда ему надоест принимать решения за тебя. Какие бы хорошие люди тебя ни окружали, нужна определенная дистанция в отношениях с подчиненными.

Конечно, уважение коллектива, и даже его части, приходит с годами, но если люди, работающие под твоим началом, сразу не увидели в тебе своего вожака, то оно вряд ли уже придет, и тут самое честное – уступить место другому. Лучше остаться работать в этом же коллективе рядовым учителем, со временем люди тебя поймут. Это тяжело, но умение руководить дано, увы, не каждому.

Много черпает для себя директор, посещая уроки. Дело это далеко не простое, требующее такта, разумности. Лучше всего планировать посещение уроков в зависимости от способностей учителя, но ни в коем случае на основе лишь одного урока, плохого или хорошего, не делай поспешного анализа. Помни, что каждый урок проходит по-своему, и даже у учителя-новатора могут быть срывы, а у посредственного педагога – взлеты.

Директор не должен выглядеть развязано, быть неопрятно одетым. Хорошо, если природа наградила его чувством юмора, но ни в коем случае не старайся возместить его отсутствие плоскими шуточками. И вообще не нужно стараться показывать себя более умным, всезнающим, чем ты есть на самом деле. Будь скромен во всем, умей слушать, прислушиваться, анализировать и делать выводы из услышанного.

Многие учителя видят в директоре старшего товарища, а некоторые – чистого администратора, которого просто боятся. Это – беда, от нее надо избавляться, ведь отношения, построенные на страхе подчиненных перед руководством, никогда не будут плодотворными. Приступая к директорским обязанностям, составь себе план, как ты будешь работать с людьми, посоветуйся со старшими по опыту коллегами, читай больше специальной литературы. Да и вообще тебе придется очень много анализировать прочитанное с карандашом в руках. Тот директор, который каждый день не анализирует свою работу, повторяет одни и те же ошибки, не стремится к творчеству, не пополняет свой багаж знаний, не заботится о своем коллективе учителей и учащихся, никогда не станет сильным, уважаемым руководителем. Это тяжкая работа, но без нее не обойтись. Надо помнить, что без хорошего директора нет и хорошего педагогического коллектива.Говоря о том, что все в школе зависит от директора, я, наверное, не учел одного обстоятельства – какой именно коллектив принял этот директор, ибо работа с кадрами дело не одного года. Как быть, когда по тем или иным обстоятельствам и в самом деле тебе достался коллектив инертный, безынициативный? Тем более что в условиях села выбор небольшой. Что же тогда? Выход только один: всю инициативу брать на себя. Я не верю тому, что не найдется человек, который не загорится от такого директора. Найдутся, непременно найдутся люди, которые поддержат тебя. Другое дело, насколько сам выдержишь и не сломаешься, не остынешь. Для начала можно что-то интересное, занимательное провести с учителями, либо с учениками, либо с родителями. Это может быть очень содержательный педсовет, концерт художественной самодеятельности, совместный поход семьями в лес, хорошее внеклассное мероприятие. Главное начать, сдвинуть с места инертную массу.

Одним из решающих факторов становления взаимоотношений руководителя и коллектива является его умение сдержать свое слово. Человек, однажды не выполнивший обещанное, порождает сомнение в его обязательности, дважды повторивший это, уже не внушает доверия. Директор должен дорожить доверием коллектива в целом и каждого в отдельности. Тут нет места мелочам. Если не уверен в выполнении своего обещания, не нужно воображать из себя всесильного, всезнающего (а это случается с некоторыми), честно признайся, что не сможешь, но уж если ты что-либо обещал, то обязан выполнить. Например, ты договорился с учителем, что придешь к нему на урок, и вдруг звонок, вызов куда-то. Извинись и обязательно приди на урок к учителю. Это важнее всех вызовов, встреч.

Все обещания, обязательства не запомнить, поэтому у директора обязательно должна быть рабочая тетрадь. Если не сумеешь выполнить то или иное обещание – попроси прощения, объяснись. Являясь обязательным человеком сам, приучай к этому и коллектив.

Знать детей, уметь разговаривать с родителями.

По роду своей деятельности директору не очень много приходится общаться непосредственно с учащимися, кроме некоторых классов, где он ведет уроки. Но знать учащихся, конечно, необходимо. В небольших школах это не проблема, знать в более крупных сложнее. Прежде всего надо знать детей из группы риска, из неблагополучных семей. И знать достаточно близко, ибо в основном директору приходится заниматься этими учащимися. Он должен разбираться в психологии таких детей, тогда много сумеет сделать для них, сумеет оградить их от вступления на путь правонарушений. Такая работа должна носить регулярный характер, но без навязчивого надзора. Если директор сумеет поставить себя в глазах такого ученика в положение равной собеседника, умного советчика, доброжелательного старшего товарища, уверен, детей с преступным будущим будет меньше.

Имидж школы во многом создают родители. Не секрет, что учителя, и директор в особенности, являются объектом обсуждения почти в каждой семье. Часть сведений о них родители получают от своих детей, часть сами, и вот потихоньку помаленьку складывается впечатление о школе. Если это небольшая школа, директор непосредственно имеет дело почти с каждым родителем, тогда ему легче построить с ним работу. А если крупная, то они в основном встречаются на собраниях и на редких встречах с родителями некоторых учащихся. Здесь важно, как ты, молодой директор, построишь свое поведение. Первое и, возможно, окончательное мнение о тебе может сложиться на общем родительском собрании, поэтому очень важно тщательно подготовить свое выступление. Оно должно исходить от сердца, из реалий школьной и общей жизни.

Если встречаешься с родителем наедине, от тебя он должен уйти уверенным, что его ребенок в надежных руках. Твоя беседа должна быть аргументированной, убедительной, такой, чтобы родитель почувствовал, что ты не меньше заинтересован в беседе с ним, чем он.

Коснемся и такого деликатного вопроса. Чего греха таить, ныне некоторые директора относятся к родителям избирательно: к тем из них, кто занимает солидное положение, с полным, как говорится, почтением, к иным – попроще. Плохо это, очень плохо, и губительно для авторитета! Ваша беседа с родителями должна носить плавный, объективный характер, не ущемляя и не восхваляя вашего собеседника. Для того чтобы правильно ее построить, ты должен хорошо изучить предмет беседы и качества ученика. Если же это повторная беседа, то начинай ее хотя бы с небольшого положительного изменения после прошедшей. Никогда не заставляй ожидать родителей возле закрытой двери. Если занят, выйди, объясни причину задержки.

Одним из больных вопросов для директора является работа с техперсоналом. Мало того, что в небольших школах нет нужных штатов, еще и зарплата мизерная.

Как заставить их работать добросовестно? Помогут ли в данном случае приказы, окрики, устрашения? Нет, конечно. Тут необходим особый, доброжелательный и убедительный тон разговора с ними. Правда, в больших школах есть заместитель директора по АХЧ, но нередко на этом месте оказываются случайные люди. И часто директор, особенно молодой, сам ездит и решает хозяйственные вопросы. У него действительно очень мало времени остается на учебно-воспитательную работу. Впрочем, иные считают, что этим в основном должен заниматься завуч. Заблуждение. К тому же давайте помнить, что завучами в большинстве случаев работают женщины и у них кроме школы есть семья, дети.

Директор школы – фигура очень заметная в среде учителей, учащихся, родителей, поэтому на эту должность следует назначать уважаемых, авторитетных людей. Его изучают со всех сторон все, с кем ему приходится работать. И все, что делает директор, должно внушать доверие.

Никаких оснований считать эти советы истиной в последней инстанции. Ведь руководитель – человек. А люди, как известно, разные. Но одно бесспорно: руководитель должен быть беспристрастным, непредвзятым, твердым, взвешенным, но очень добрым и тактичным, воспитанным человеком. Моральное право быть руководителем, первым лицом в коллективе не дается автоматически вместе с должностью. Его надо завоевать, и это, увы, не всегда и не всем удается.

С чего начать неопытному директору школы?

У каждого педагога – свои представления о том, каким должно быть образовательное учреждение и что должен делать директор школы. Представления эти не всегда совпадают с реальностью, даже если учитель давно работает в школе и пользуется авторитетом среди учеников и коллег. Попав в директорское кресло, даже очень хороший педагог может растеряться, потому что не знает, с чего начать работу в новой должности.

Кто может быть директором? Органы местного управления, к которым относятся и комитеты, управления, департаменты и т.п. образования, обычно создают кадровый резерв из педагогов, имеющих организаторские способности. Если руководитель учебного заведения по каким-то причинам уходит, на его место назначают того, кто входил в этот резерв. В этом случае новый руководитель обычно не теряется, поскольку он прошел специальные курсы в институте повышения квалификации, научился разбираться в законодательстве и финансовых вопросах. Но случается, что на руководящую должность назначают просто инициативного учителя, у которого специальной подготовки нет. В этом случае новому директору нужно хотя бы начать осваивать эти вопросы. Разумеется, параллельно придется заниматься и другими делами.

Старая школа или новая? Это очень важный вопрос. Если школа старая, у нее уже есть какие-то традиции, а у учителей – мнение, каким должен быть директор. Вас неизбежно будут сравнивать с прежним руководителем. Поэтому в первую очередь имеет смысл поговорить с ним и расспросить о традициях, педагогах, программах. Конечно, многие вопросы снимутся, если вы уже какое-то время проработали в этой школе. Но в любом случае нужно побеседовать с прежним директором и попросить познакомить вас с финансовым положением, особенностями заполнения документации, программой развития образовательного учреждения, если она уже есть.

Если же вы принимаете новую школу, начать стоит с осмотра здания. Посмотрите, в каком оно состоянии, есть ли недоделки, когда приблизительно они будут устранены. Займитесь подготовкой документации. Даже если педагогический коллектив еще не набран и списки детей не готовы, некоторые документы вы можете подготовить и сами. Образцы можно взять в комитете образования или скачать на официальном сайте Министерства образования.

Кадры решают все. Познакомьтесь с коллективом. Вне зависимости от того, принимаете вы старую школу или новую, поговорите с каждым педагогом индивидуально. Выясните, по какой программе он работает, устраивает ли его работа школы, что он хотел бы сделать для ее развития. Постарайтесь установить спокойные доверительные отношения с возможностью конструктивной критики и свободным обсуждением проблем. Вполне возможно, что именно в беседе с учителями родится мысль, по какому пути школа пойдет дальше. После того как побеседуете со всеми, наметьте перспективы развития, соберите весь коллектив и обсудите.

Аттестация, аккредитация, лицензирование. Не забудьте выяснить, когда школа проходила аттестацию и аккредитацию, а также срок действия лицензии. Не исключено, что ваша работа в качестве директора может начаться с подачи заявки на одну из этих обязательных процедур. Если школа новая, вопрос, в какие сроки ваше учебное заведение будет проходить эти процедуры, необходимо выяснить в комитете образования.

 




     

           

     

ФИЗИКА и не только ФИЗИКА

         Информационно-методический сайт E-mail: lslsm@yandex.ru
vv-design.ru   Сайт предназначен для всех, кто так или иначе связан с физикой в школе и не только с ней одной: учителей и учащихся, родителей, методистов, администрации школы.
                                     ©   LSm    2016 г.    http://lslsm.ru